Бизнес регистрируют заново. К массовой ликвидации компаний привел «черный список» сомнительных клиентов, который ЦБ рассылает банкам, сообщает РБК. Несколько топ-менеджеров крупных банков рассказали изданию, что у компаний нет быстрой альтернативы, поэтому они вынуждены прибегать к такой схеме, чтобы восстановить право на банковское обслуживание.

Формально попадание в «черный список» — лишь повод для дополнительной проверки. Однако банки не хотят рисковать и работать с компаниями, которые уже в него попали.

Реальная история, о которой уже рассказывала Business FM, завершилась достаточно благополучно. Ставропольская компания «Рентмаш», занимающаяся автомобильной спецтехникой, недавно сменила юридический адрес. В итоге ее счет заблокировали. Через полтора дня его разблокировали, но компания может понести ущерб, говорит директор «Рентмаш Групп» Евгений Стопычев:

— Счет заблокировала служба безопасности банка после обеда 14 ноября, и уже 15 ноября в пять часов вечера разблокировали. То есть полтора дня счет был заблокирован.

— За это время насколько существенным был ущерб?

— Мы не смогли заплатить нашим поставщикам. Соответственно, наши клиенты ждали. Техника стоит, простой техники в день может стоить 20-30 тысяч рублей. Один клиент сказал, что выставит нам неустойку. И еще мы в Росфинмониторинг попали.

— В «черный список» как раз и попали?

— Нет, в банк я позвонил, они сказали, что нас в «черных списках» нет, так как их служба безопасности заблокировала и разблокировала. А в Росфинмониторинг мы попали. Скорее всего, у нас сейчас будет просто лишнее время отнимать Росфинмониторинг, запрашивать какие-нибудь документы. Конечно, мы это все предоставим, но это — время.

— А по какой причине все это произошло?

— Бюрократические моменты. В налоговой службе мы как раз меняли адрес, они приехали по старому адресу — не нашли. Написали нам письмо, чтобы мы нашлись, предоставили все документы. Мы переоформили, они должны были на новый юридический адрес выехать, а они опять выехали на старый юридический адрес. Они просто отправили в банк письмо о том, что если мы не найдемся, то у нас заблокируют счет. Банк получил письмо, нас уведомил и решил, что лучше в течение не десяти дней заблокировать, а двух-трех дней.

Согласно статистике ФНС, всплеск перерегистраций пришелся на октябрь: было ликвидировано 58 тысяч ИП и зарегистрировано 65 тысяч — на 10 тысяч больше, чем в сентябре. Закрыть компанию в один день и зарегистрировать на себя новую без ликвидации старой невозможно. Это тоже несет дополнительные риски: владельцем на несколько месяцев станет кто-то другой.

Как сообщал РБК, 13 ноября ЦБ и Росфинмониторинг разработали механизм реабилитации фигурантов «черного списка». Кроме того, поправки будут внесены в закон об отмывании доходов. Поможет ли Центробанк или лучше не ждать и начать перерегистрацию компании?

Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Судя по тому, что буквально в конце прошлой недели объявил Центробанк, уже нет, уже появился другой способ, а именно согласительная комиссия ЦБ и Росфинмониторинга. Они дали соответствующие рекомендации банкам, и, судя по всему, наконец, у нас появится процедура, когда те, кому отказали в банковском обслуживании, они обратились в свой банк и банк настаивает на позиции, что он не будет обслуживать клиента, такие индивидуальные предприниматели или владельцы компаний могут обратиться в эту согласительную комиссию Росфинмониторинга и ЦБ. Когда она заработает, сказать сложно. Мне кажется, что предпринимателям следует некоторое время подождать, хотя бы неделю-две, понять, как работает этот механизм. Если он окажется более эффективным, не городить огород с ликвидацией своих ИП или компаний, а все-таки попробовать воспользоваться этим механизмом. Когда банкам сказали «будьте повнимательнее» и начал циркулировать «черный список», подготовленный Росфинмониторингом и ЦБ, безусловно, никто повнимательнее не собирается быть, потому что для банков это расходы: расходы на банковских офицеров, которые будут это проверять, растут временные расходы и так далее. Зачем им это надо? Им гораздо легче отказать. Попал в «черный список» — до свидания. Это естественная реакция. Регулятор должен был это предвидеть, но, конечно, банки этим заниматься не хотят. Я как предприниматель тоже их могу понять».

Также вопросами «черного списка» озабочены и законодатели, которые срочно вносят поправки в новый закон о блокировке карт и счетов. В первом чтении документ обещают рассмотреть в ноябре, а принять его могут уже в начале следующего года. О законопроекте рассказывает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков:

— Мы будем вносить законопроект, который, во-первых, установит, что включение в те или иные списки не является основанием для блокировки, закрытия счета и так далее. Во-вторых, мы будем прописывать нормы, которые позволят осуществлять реабилитацию лица, которое попало в этот список, причем это должно происходить в ускоренном порядке.

— Может быть, и у кредитной организации должна быть ответственность за невзвешенное решение, учитывая, что индивидуальный предприниматель может нести потери упущенной выгоды и ответственность перед контрагентами?

— Надо посмотреть и на это. В любом случае в ближайшее время законопроект будет вноситься, и мы дальше будем обсуждать этот вопрос и с бизнес-сообществом, и с банкирами, и с Центральным банком и сообща найдем формулу, которая, с одной стороны, позволит действительно блокировать действия тех, кто недобросовестно себя ведет, с другой стороны, добросовестные предприниматели будут защищены от злоупотребления правом не в их пользу со стороны кредитных организаций либо регулятора.

«Черный список» компаний и граждан, которым по каким-либо причинам отказывали в проведении операций или открытии счета, ввели в июне этого года. В него попали 460 тысяч юридических лиц, а банки с начала года заблокировали операции клиентов на общую сумму в 180 млрд рублей.