Обновлено 17:38

В России уже в следующем году могут вернуть налог на движимое имущество, который бизнес называет «налогом на модернизацию». Это стало полной неожиданностью: утечек в СМИ, широкой дискуссии или заявлений депутатов не было, а в среду, 15 ноября, Госдума во втором чтении одобрила возвращение регионам права устанавливать этот налог. Как пишут «Ведомости», такие поправки в Налоговый кодекс подготовило правительство.

Сейчас компании не платят налог на движимое имущество, приобретенное после 2013 года. Эта льгота была введена в 2014 году и смогла только с 2016 года сэкономить бизнесу более 160 млрд рублей.

Самым болезненным введение налога станет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных и телекоммуникационных компаний: чем больше они купят нового оборудования, тем больше придется платить. Но главное, что все это происходит непредсказуемо для бизнеса.

Антон Семенов генеральный директор «Белая Дача Трейдинг» «Конечно, это немножко несвоевременно и может носить раздражающий характер. Если такое решение будет принято, просто включим это в затраты. Очевидно, что от этого изменится окончательная цена для конечного потребителя на дополнительную налоговую нагрузку».

Ранее предполагалось, что льгота будет сохраняться и в 2018 году. Законопроект с таким предложением Госдума одобрила в начале ноября, но это возмутило регионы. Как писал ТАСС, сенаторы попросили отказаться от продления, аргументируя это потерями для региональных бюджетов. «Не надо федеральному бюджету все регулировать за субъекты Федерации», — сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Министр финансов Антон Силуанов предложил найти компромисс, устраивающий и бизнес, и субъекты. В результате появились поправки с уточнением, что если регион не хочет оставлять льготу, то он может установить ставку в 2018 году на уровне не более 1,1% — в два раза меньше максимального размера ставки налога по кодексу в 2,2%.Вроде бы 1% — это не так много, но ведь и само оборудование стоит очень дорого, а тут еще нужно платить на него налог.

Василий Бочкарев основатель, председатель совета директоров компании «ЭксПроф» «В любом случае это минус для производственных предприятий. Дополнительная налоговая нагрузка не есть хорошо, тем более в нашей стране, когда мы говорим, что пытаемся сами что-то делать и производить, и в то же время опять перекладываем налоговую нагрузку на производственные предприятия. У нас большой завод, у нас постоянно что-то либо морально устаревает, либо уже физически устаревает. Мы постоянно закупаем оборудование, каждый год».

Хотя многие компании наверняка уже задумались о том, как обойти этот новый налог, говорит общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи:

Александр Хуруджи общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей «Когда выходит такой спорный закон, бизнес не просто говорит, что это фактически налог на модернизацию. Мы всегда ищем стимулы к тому, чтобы развиваться дальше, есть ли уверенность в завтрашнем дне, есть ли предсказуемость и так далее. Наши региональные власти ратуют за так называемую модернизацию, инновации, произносят всякие модные слова. Скоро мы узнаем, кто установит по максимуму этот налог, а кто по минимуму. Появляется очередной маркер, кто как на практике относится к модернизации бизнеса у себя в регионе. Это первое, что мы увидим. Второй момент: бизнес и государство в очередной раз оказываются в ситуации кошки и мышки. Одни будут думать, как этот налог взять, а другие будут думать, как его снизить. Выход оценщиков, переоценок, прописание иных сумм в контрактах и прочие уловки. Уверен, что различные специалисты и эксперты уже работают и думают над тем, как обойти новый налог. Поэтому встанет вопрос его администрирования и собираемости. Это тоже очень важный фактор».

В следующем году налог может дать регионам около 70 млрд рублей. Возможно, это позволит заткнуть дыры. Но шансы на отмену налога, которую предлагало Минэкономики, окончательно тают.

Регионы, которые готовы сохранить льготу, все же есть. Как пишут «Ведомости», такое решение уже приняли Московская, Липецкая и Ивановская области.