Москва выжила предпринимателей с первых этажей
Запрет строительства отдельного входа в коммерческие помещения, расположенные в жилых домах, привел к тому, что малый бизнес перестал скупать квартиры и переводить их в нежилой фонд
Читать на полной версииКвартиры на первых этажах в Москве больше не переоформляют под нежилые помещения. Столичные власти сделали скупку такой недвижимости невыгодной для инвесторов.
Сделать помещение нежилым разрешается, но построить отдельный вход нельзя. Как пишет РБК, у покупателей квартир на первых этажах таким образом «зависло» переоформление более 500 объектов на 10 млрд рублей.
Этот рынок практически похоронен, но речь идет только о новых сделках, говорит предприниматель, руководитель юридической компании Urvista, член организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Алексей Петропольский.
Алексей Петропольский предприниматель, руководитель юридической компании Urvista, член организации малого и среднего бизнеса «Опора России» «В период, когда переводится жилое помещение в нежилое, должны быть подписи двух третей жильцов дома либо представителей управляющей компании. А поскольку у нас управляющие компании в основном нечастного характера, а крупные типа ГБУ «Жилищник», у которых более тысячи домов в одном районе и они их обслуживают, многие юристы пользовались этим и подписывали согласие от управляющей компании в обход жильцов. 99% помещений, переведенных в нежилые, проходили в обход жильцов. Естественно, после того как долбился отдельный вход, туда заезжал какой-нибудь алкогольный магазин, ресторан или табачная, начинались тонны жалоб. Если при лужковском правительстве на них закрывали глаза, при собянинском правительстве выпустили простое постановление, где изменили три фразы: запретить организовывать тамбур и запретить организовывать крыльцо, тем самым, в принципе, похоронили этот рынок. Без тамбура и крыльца теряется всякая экономическая обоснованность перевода на первом этаже помещения в нежилой фонд, поскольку фактически никакого коммерческого плюса здесь не будет. Аренда будет копеечная, сдать его под коммерческий найм будет не дороже, чем как квартиру».
Как отмечает эксперт, с новостройками ситуация проще: первые этажи там предназначены для коммерческой аренды.
Если в 2013 году было изменено функциональное назначение 489 квартир, то в этом году — только семи, приводит РБК данные департамента городского имущества Москвы. В результате новых площадей под магазины шаговой доступности стало не хватать. Распоряжение властей ударило по малому предпринимательству, утверждает руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский.
Алексей Каневский руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» «Весьма существенно снизилась налогооблагаемая база поступления в бюджет. Бизнес недополучает таких актуальных объектов десятками, несмотря на то что у всех ощущение, будто у нас сплошная торговля. По сравнению с европейскими городами у нас ее в разы меньше, поэтому ее по-прежнему не хватает. Все, что сейчас происходит, весьма негативно и очень ощутимо для малого предпринимателя. Например, есть потребность тех же самых жильцов в магазинах шаговой доступности, которых сейчас все меньше и меньше. Конечно, хотелось бы, чтобы и магазин был, и было тихо, и не было грызунов. Это вопрос качественного ведения бизнеса. Можно было бы заставить контролировать соблюдение санитарных норм. Власти, не умея это администрировать, хотят решить проблемы с другого конца — просто запретить вообще появление таких объектов».
По словам предпринимателей, взамен мэрия чаще предлагает низколиквидные помещения, например подвалы и полуразрушенные помещения. Все ликвидные объекты, как правило, уже сданы в аренду или выкуплены на торгах. Предприниматели, не имея доступа к новым помещениям стрит-ритейла, вынуждены конкурировать друг с другом, что приводит к росту ставок аренды.