А был ли звонок Путина? Лидер движения «Стоп ГОК» рассказал о ночном разговоре
Василий Московец возглавляет организацию, которая выступает против строительства горно-обогатительного комбината под Челябинском. Глава государства якобы пообещал разобраться в этой проблеме
Читать на полной версииОбновлено 12:56
Активист из Челябинска, лидер движения «Стоп ГОК» Василий Московец, выступающий против строительства Томинского горно-обогатительного комбината под Челябинском, рассказал, что ему в полночь по местному времени с 9 на 10 ноября позвонил Владимир Путин. Накануне глава государства был в Челябинске и общался с местными рабочими.
Кроме того, позднее стало известно, что Путин позвонил обманутой дольщице из Челябинской области. По данным Ura.ru, президент из самолета позвонил представителю инициативной группы дольщиков строительной фирмы «Речелстрой» Елене Малининой. Разговор продолжался несколько минут и касался недостроенного микрорайона «Чурилово Lake City», где до сих пор не сданы 11 многоквартирных домов, пишет издание.
В группе в соцсети, посвященной проблемам дольщиков, появилась запись про звонок Путина: «Разговор был кратким, но содержательным! Президент высказал озабоченность проблемами дольщиков! Сказал, что берет недострои под личный контроль!» — говорится в публикации. После звонка президента Малининой позвонил глава Челябинской области Борис Дубровский.
В группе движения «Стоп ГОК» «ВКонтакте» Московец написал, что когда он поднял трубку, ему сказали: «Спецкоммутатор, с вами будет говорить президент». По голосу собеседник действительно очень напоминал Путина.
Там же, «ВКонтакте», Московец выложил запись разговора. Судя по всему, он включил диктофон, когда начал говорить по телефону, и держал его близко к трубке, чтобы можно было услышать собеседника на другом конце. Президент сказал активисту, что в курсе проблемы со строительством комбината и что получил обращение со 160 тысячами подписей.
Путин: Вы же писали мне обращение. Я его читал.
Московец: Спасибо, Владимир Владимирович. А какое ваше решение будет?
Путин: Ну, вы понимаете, это вопрос не моего решения, это вопрос, который нужно изучать. Во-первых, я разделяю вашу озабоченность. Проекты подобного рода не должны решаться кулуарно и исключительно на административном уровне, поскольку это касается интересов многих людей. У нас и так тяжелая ситуация в Челябинске с экологией.
Московец: У нас катастрофическая ситуация. У нас с каждым днем становится все хуже, Владимир Владимирович.
Путин: Ну, она не катастрофическая, но плохая. И перед тем, как реализовывать проекты подобного рода, конечно, нужно очень внимательно исследовать… Действующее законодательство не позволяло федеральным органам в это вмешиваться. В дальнейшем, с 1 января 2018 года, на проекты подобного рода — так называемую категорию № 1 — нужно будет иметь государственную экологическую экспертизу всего проекта, не отдельных предприятий, а всего проекта. Нужно сделать все, чтобы проект был экологически безопасным. Я понимаю, но и вы тоже, вы же взрослый человек, тоже понимаете, что тысяча новых рабочих мест, налоги и прочее — это все плюсы, но есть и минусы, которые являются очевидными, и я здесь с вами согласен. Это вырубка леса, который в 50-х годах был посажен, сейчас мы почему-то должны его уничтожить. Нужно провести действительно открытые слушания с участием местных жителей и участием властей. Я говорю вам честно, не знаю, надо его запрещать сейчас целиком или нет, но точно совершенно его нельзя разрешать без вот этих предварительных, глубоких изучений и без открытых, абсолютно понятных людям слушаний, аргументов.
Московец: Владимир Владимирович, можно еще вас побеспокоить. Сегодня люди хотели выйти в одиночные пикеты, встретить вас, поприветствовать транспарантами и так далее, но в итоге все закончилось тем, что 15 человек были сотрудниками полиции задержаны. Пожалуйста, дайте своим компетентным сотрудникам просьбу разобраться.
Путин: Я потому вам и звоню. Чтобы вы знали, что я в курсе и занимаюсь этим.
Московец: Спасибо, Владимир Владимирович.
Путин: Но у меня к вам только просьба. Вы правильно делаете то, что считаете правым делом, аккуратнее только. Давайте ничего не нарушать, ладно?
Московец: Да, конечно. Спасибо, Владимир Владимирович. До свидания, хорошего полета.
Путин: Всего доброго, я вот с задержанными разберусь сейчас, дам команду, чтобы людей оставили в покое.
По словам Московца, после разговора ему перезвонили из приемной губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и пригласили 13 ноября делегацию движения «Стоп ГОК» в администрацию. В пресс-службе президента «Новой газете» сообщили, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть факт личного звонка Путина.
Накануне, 9 ноября, во время визита Путина в Челябинск, почти 30 человек вышли с плакатами «Стоп ГОК» и «Стоп Смог». Они устроили одиночные пикеты по маршруту следования президента. Были задержаны 13 участников акции.
Сам Василий Московец в беседе с Business FM заявил, что «Русская медная компания» имеет сильнейшее влияние на региональные власти:
Василий Московец лидер движения «Стоп ГОК» «По моей оценке, власть Челябинской области полностью подмята РМК, просто полностью. Доходит до того, что у нас идет уголовное преследование активистов. У меня, у Сергея Белогорохова прошли обыски, многочасовые допросы. В разговоре Владимир Владимирович сказал про публичные слушания, что их надо как следует, по-человечески провести. О чем идет речь? РМК просто выставляет свой ЧОП на входе в помещение, где проводятся публичные слушания, и людей просто не пускают. А власть абсолютно бездействует, полиция не вмешивается, говорит: ну, здесь нет нарушения порядка, и все. Дело дошло до того, это громкая же у нас история и долгоиграющая — четыре года она длится — а в июне 2017 года в Челябинской области было выездное заседание совета при президенте РФ по правам человека. Они приезжали и сделали рекомендации, они сказали: Владимир Владимирович, в Челябинской области назревает конфликт, и дали рекомендации губернатору и правительству федеральному учесть мнение жителей Южного Урала».
Томинский горно-обогатительный комбинат строится в 15 километрах от Челябинска. Жители Челябинской области, экозащитники указывают на вред окружающей среде от работы предприятия.
Строительством ГОКа занимается «Русская медная компания» (РМК), штаб-квартира которой располагается в Екатеринбурге. Это третий по величине производитель меди в России.
Как пишет челябинский портал «Новый день», общественные активисты подсчитали, что общая сумма экономического ущерба, который может быть нанесен региону в результате строительства ГОКа, составляет 675 миллиардов рублей.
Комиссия СПЧ во главе с руководителем совета Михаилом Федотовым приезжала в Челябинскую область в конце июня. Правозащитники тогда встречались с жителями региона и активистами, выступающими против строительства Томинского ГОКа. Один из членов комиссии СПЧ Иван Засурский заявил Business FM, что в проекте ГОКа есть несколько нюансов, которые в том числе объясняют, почему предприятие может помочь области:
Иван Засурский член комиссии Совета по правам человека «Изначально утвержденный проект был очень плохим с точки зрения экологии, хорошо, что его изменили. Но после того, как его изменили, нужно опять подать на экспертизу, а этого не сделано. Из-за этого большое очень напряжение. Сам по себе ГОК опасен, но при этом там большое сопротивление по отношению, и это вылилось в то, что проект немного переделали. Сначала там хотели одно делать, с гидрометаллургией, еще более отравляющую вещь, в итоге приняли решение использовать так называемые «хвосты» или отходы от обогатительного процесса для Коркинского разреза рекультивации, потому что там есть отдельная еще рядом с Челябинском катастрофа экологическая, такое настоящее адское место, где все время пахнет серой. Проект, который уже немножко сдвинулся, но на данный момент там есть несколько ключевых проблем. Одна из проблем состоит в том, что совершенно непонятно, как технически доставлять до этого Коркинского разреза все эти вещества, потому что там схема, которую сейчас предлагают, во-первых, проект не готов, хотя строительство ГОК уже идет, и в этом напряжение большое тоже, потому что люди не понимают: если там с водой будут вместе по трубам гнать, значит, какой-то грунт, и все волнуются, может ли Челябинск остаться без воды, а стройка уже идет. А «Русская медная компания» огромная, у нее куча предприятий, им либо нужно идти в Казахстан, не случайно в Челябинск Назарбаев приезжал, либо им нужно все равно это или другое месторождение какое-то найти, потому что иначе они должны закрываться. Это действительно нереально, потому что у них огромные нагрузки социальные, кучу людей они кормят. Главное, что нужно сейчас добиться, и это очень важно, что президент этим лично занялся, там нужно просто наладить диалог с людьми».
РМК работает на территории России в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Новгородской областях, а также на территории Казахстана в Актюбинской области. Компания была основана в 2004 году. Ее глава — 47-летний предприниматель Игорь Алтушкин. Сейчас у него 80% акций компании. Он на 47-м месте в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
В середине 90-х Алтушкин был деловым партнером бизнесмена Искандера Махмудова, главы «Уральской горно-металлургической компании». Однако в 2000 году Алтушкин вступил в конфликт с УГМК Махмудова за право обладания Карабашским медеплавильным комбинатом, спор продолжалась несколько лет. Комбинат в итоге достался Алтушкину.
Помимо основной деятельности Алтушкин занимается благотворительностью. Он — православный меценат, учредитель благотворительного фонда «Русской медной компании», активно сотрудничающий с РПЦ.