Экономисты и аграрии отреагировали на инициативу ФАС, связанную с объединением компаний Bayer и Monsanto. Перед слиянием эти иностранные корпорации обязаны получить одобрение в тех странах, где они работают. Ранее стало известно, что российские антимонопольщики поставили условие: одобрение в обмен на передачу селекционных технологий. Чем вызвана инициатива и к чему она может привести?

Кажется, это классический пример пословицы о том, чем засеяна дорога, идущая в ад. Символизма добавляет и то, что одного из участников истории — американскую компанию Monsanto еще называют «мой Сатана». Эту корпорацию покупает другой транснациональный гигант — немецкий Bayer. И теперь сделку должны одобрить все страны, где работают компании, в том числе и Россия.

И вот отечественный антимонопольный регулятор поставил условие: объединенная компания должна будет поделиться с российскими аграриями своими технологиями по селекции и цифровому земледелию, потому что в результате слияния будет создан монополист.

Bayer, помимо фармацевтики, — один из лидеров по защите растений. Monsanto — это селекция семян и генетическая модификация. Российские производители просто не смогут с ними конкурировать. И с одной стороны, инициатива кажется правильной, антимонопольщики стоят на страже отечественных аграриев и химиков, причем чуть ли не единственные в мире.

Виктор Семенов основатель группы компаний «Белая Дача» «Волков бояться — в лес не ходить. А если завтра они станут монополистами мировыми, не только в России, но и в мире, то мало никому не покажется. Их лоббистские возможности еще больше увеличатся, и они заставят нас есть то, что они хотят, чтобы мы ели, а не то, что мы хотим выбрать. Подход смелый, да. Не знаю, к чему он приведет, сможем ли мы удержать стойку... Но, слава Богу, хоть одна страна в мире нашлась, которая твердо заявила по этому поводу, потому что американцы уже не способны это заявить».

Но не зря Bloomberg назвал решение ФАС беспрецедентным. Компании не просто так стали лидерами в своих отраслях. Они тратили миллиарды долларов на свои научные исследования. Да, в результате они заработали и заработают куда больше. Но ведь ничто не мешает и остальным заняться тем же самым. Ведь были же и в истории нашей страны гениальные ботаники и селекционеры (а заодно и контрреволюционеры).

Сейчас же ФАС предлагает завоевавшим рынок иностранцам фактически бесплатно поделиться своими секретами. Если точнее, то за полцены, но деньги вернут, когда российские аграрии получат прибыль от использования технологий, выяснили «Ведомости». Но что будет, если Bayer не согласится? Бывший замминистра экономики Иван Стариков решение ФАС в целом поддерживает, но называет его «рискованной игрой».

Иван Стариков бывший замминистра экономики «Мы попали в критическую зависимость от поставок сахарной свеклы. 75% — то, что мы получаем по импорту. Процентов на 60 мы зависим от гибридов кукурузы, процентов на 70 — от овощных культур, ну и в значительной степени сорта иностранной селекции у нас по зерновым. Если Запад примет решение окончательно разбить горшки, то введение санкций в отношении поставок семенного материала уже под посевную 2018 года создаст достаточно критичные проблемы для наших крупных агрохолдингов».

Обе компании — и Bayer, и особенно американская Monsanto — сильны своим лоббизмом. Последнюю за это и назвали Сатаной — ее обвиняют в продвижении ГМО и, вообще, во вмешательстве в природу. Хотя у компании есть множество общепризнанных научных заслуг.

Что же касается лоббистских возможностей, то стоит учесть, что иностранные санкции против России не коснулись семенного материала. И в российское эмбарго семена не вошли по причине нашей зависимости от импорта. В этой области идет работа, но мы слишком отстали. Да еще и землями у нас тоже любят распоряжаться не в пользу ученых.

А сейчас, когда политическая ситуация снова накалилась, Запад может легко оставить нас без семян. И что будет тогда с успехами в сельском хозяйстве? Это одна из немногих отраслей, которой можно по-настоящему гордиться. Причем, ставки в игре высоки: сделка Bayer и Monsanto — это 66 млрд долларов. Правда, и этим компаниям важен российский рынок, где так активно развиваются аграрии. Так что, вероятно, стороны сумеют договориться. Иначе будем искать утешение в другом русском выражении: картошка хоть и гнилая, но зато мелкая!