Скандал вокруг татарского языка: компромисс найден?
«Написавшие отказ теперь изучают риторику. Где-то в других школах, это краеведение, где-то даже Казаневедение. Школы изгаляются, как могут», — рассказала Business FM жительница Набережных Челнов
Читать на полной версииВласти Татарстана заявили, что вопрос об изучении татарского языка в школах удалось согласовать с Москвой. По словам главы республики Рустама Минниханова, найден компромисс: татарский останется обязательным для учеников начальных и средних классов.
Сторонники добровольного изучения татарского в это верить отказываются. Политологи пытаются оценить высказывания президента страны, его пресс-секретаря и главы Татарстана по этому тонкому вопросу.
В июле 2017 года Владимир Путин заявил, что обязательным может быть изучение только русского языка, все остальное — важно, но добровольно. Главам регионов было поручено проследить, надзорным органам — проверить. Вдохновившись поддержкой прокуратуры, сторонники отмены обязательного изучения татарского начали активную кампанию. Во многих школах это вызвало серьезное сопротивление со стороны администраций. Сторонники и противники обязательности изучения татарского даже начали планировать митинги.
Business FM попросила прокомментировать ситуацию пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова:
— Не собирается ли Владимир Путин дополнительно выступить на эту тему и как-то уточнить свою позицию?
— Путин всегда говорил о добровольной основе изучения национальных языков. Все необходимые поручения им даны. Все остальное — это, наверное, вопрос образовательных учреждений и проверяющих органов.
— То есть в данном случае уже все на усмотрение властей Татарстана?
— Безусловно.
Активные сторонники отмены обязательного татарского так и не поняли, что имелось в виду. Затем последовало выступление президента Татарстана Рустама Минниханова: количество часов русского увеличат, часы татарского сократят и в обязательном порядке учить его будут лишь ученики младших и средних классов. По словам Минниханова, в федеральном Минобре подтвердили готовность согласовать данное компромиссное решение.
Мнение противников обязательного изучения татарского языка в эфире Business FM представила Алсу Газизова из Набережных Челнов. Ранее она рассказывала, что ее ребенку приходилось по шесть часов в неделю учить татарский, а русскому уделялось всего три часа. Это и вызывало недовольство Алсу и ее сторонников. После подключения прокуратуры вот уже несколько дней обязательный татарский в школах республики отменен:
«Написавшие отказ теперь изучают риторику. Где-то в других школах это краеведение, где-то даже Казаневедение. Школы изгаляются, как могут. Это они за неделю выдумали новое расписание. Осталось, получается, от тех шести часов татарского три часа. В основном, это риторика, которую преподают сейчас без программы, без учебника, вообще без какого-либо учебного пособия начали преподавать бывшие учителя татарского языка, которые преподавали татарский в русских подгруппах».
Похожая ситуация развернулась и в Башкирии, но накал там чуть ниже. В некоторых других регионах требование о пересмотре школьных программ взяли под козырек, и сейчас у родителей спрашивают, кто и что хочет изучать.
На этом фоне заявление главы Татарстана несколько противоречит июльским тезисам президента страны, на что обращают внимание авторы некоторых политических telegram-каналов. Обратит ли на это внимание Кремль? Не факт, тем более, что система образования в Татарстане действительно экстренно претерпела серьезные изменения, о чем на заседании Госсовета республики сказал Рустам Минниханов:
В итоге дети Алсу Газизовой и ее сторонников вместо шести часов татарского и трех часов русского в неделю, должны будут учить русский в тех же объемах, что и вся страна, а татарскому будут уделять только два часа и только до девятого класса. Те же дети, которые захотят учить родной язык до самого выпускного, получат такую возможность в добровольном порядке.
Умение жителей Татарстана при желании договариваться хорошо иллюстрирует выступление Расула Чабдарова, комика из Нальчика, в шоу «Стендап» на ТНТ: «Казань — это город-симбиоз. Там смешались две культуры: православие и ислам там просто перемешались. Чтобы вы понимали, там пацаны-татары на Пасху угостили меня куличом в форме мечети».