Адвокат об отъезде Романовой: «Она не собирается эмигрировать»
Сама глава организации «Русь сидящая» связала отъезд из России с «доносом» замглавы Федеральной службы исполнения наказаний
Читать на полной версииОбновлено в 13:51
Глава благотворительного фонда «Русь сидящая» Ольга Романова рассказала об отъезде из России после «доноса» замглавы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Об этом она написала у себя в Facebook.
По словам Романовой, все лето она была во Франции и Италии, останавливалась у друзей, а с 1 сентября живет и работает в Германии. Ее пригласили в один из немецких фондов.
Романова напомнила, что в июне 2017 года в «Руси сидящей» прошли обыски — якобы после «доноса», который написал заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый. В обвинении говорилось, что Романова «похитила бюджетные деньги в особо крупном размере».
Глава организации подробно объясняет, как «Русь сидящая» получает деньги и как ими распоряжается. Романова пишет, что на протяжении девяти лет существования было два источника финансирования: это, в частности, добровольные пожертвования, которые давали почти 90% всех средств, и работы по контрактам.
«Пожертвования полностью поступают на счета Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям. Это одна организация. Есть и вторая организация — ООО «ЭрЭс» (то есть «Русь сидящая)», где я — единственный учредитель и гендиректор, и компания раз в год проходит независимый аудит. «ЭрЭс» зарабатывает деньги для «Руси сидящей»: прибыль переходит в Благотворительный фонд помощи осужденным как взнос учредителя», — пишет Романова.
Она отметила, что организация зарабатывает с помощью проведения соцопросов и работы со сторонними организациями: например, писала для Центра стратегических разработок Кудрина свои предложения по пенитенциарной реформе. В рамках проекта с Всемирным банком была прочитана «почти сотня лекций родственникам осужденных, самим осужденным и сотрудникам тюрем — как платить алименты в зоне, как получать пенсии».
Однако, по словам Романовой, во ФСИН написали донос о том, что «Русь сидящая» не читала лекций и присвоила деньги. Организация сумела через суд доказать, что контракт был выполнен, после чего подала претензию к ФСИН и, не получив ответа, направила иск в суд.
Адвокат Алхас Абгаджава заявил Business FM, что пока не ясно, когда именно Романова может вернуться обратно в Россию:
— ФСИН в данном случае поступила очень некрасиво, потому что она всячески препятствовала отправке наших лекторов и нашей продукции, которую в рамках этого контракта поставляли в колонии, в СИЗО, в места заключения. Проходу наших лекторов не содействовала, и они проходили туда только с помощью общественно-наблюдательных комиссий (ОНК), то есть на свой, что называется, страх и риск. Вся эта работа тем не менее была проведена, но, поскольку официально ФСИН этого не одобряла и не помогала, они потом, после выполнения этого контракта, заявили: «А мы ничего не знаем, ничего «Русь сидящая» не делала». Ну, естественно, получили все подтверждения официальные бумажные со всех территориальных ФСИН по России. В том числе от прокуратуры, надзирающей за учреждениями по исполнению наказаний, получили документы о том, что все туда поступило. Соответственно, у «Руси сидящей» есть все чеки, квитанции, прочие финансовые документы, подтверждающие расходование каждого рубля и каждой копейки. Уголовного дела на данный момент нет, и мы надеемся, что не будет. Ольга как просто опытный правозащитник в этой сфере прекрасно знает, что наличие или отсутствие дела или обоснованных, необоснованных подозрений еще вовсе не означает, что ты в безопасности. Поэтому мы ей посоветовали сделать себе такой творческий отпуск, командировку с пользой для себя и со спокойствием для нас. А когда все выяснится и когда все станет на свои места, она совершенно спокойно вернется. Эмигрировать не собирается. Пока мы не будем уверены в ее безопасности, мы ее подставлять под наш «каток правосудия» не будем.
— А супруг ее здесь остался пока?
— Он свободный человек. Он перемещается, он ездит к ней, находится здесь, занимается своими делами, своим бизнесом. Никакой эмиграции.
Отъезд Романовой из страны прокомментировала член Совета по правам человека при президенте, председатель общественного совета при ФСИН Мария Каннабих:
— Почему люди уезжают? По крайней мере, вокруг меня ни одного человека никуда не уехало. Я и общественно-наблюдательные комиссии (этим) занимаемся, занимаемся всей страной… И говорить о том, что кто-то у меня уехал, такого вокруг меня нет, поверьте.
— Как вы можете вообще в целом оценить ситуацию вокруг «Руси сидящей» и непосредственно Ольги Романовой?
— Она работает в общественной организации. Общественные организации всегда непростые, тяжелые. Я 20 лет работаю в общественной организации. Ничего ужасного нет. И говорить, что там какие-то ужасы совершаются — ничего не совершается. Тяжело, трудно в смысле. Мало денег, много проблем. Но тем не менее работаем.
«Я очень хотела вернуться в декабре и лично в суде поучаствовать. Но не выходит. После всех проверок опасности меньше не стало», — написала Романова. Она также подчеркнула, что в скором времени будут опубликованы связанные с делом документы. В своей публикации на Facebook Ольга Романова также написала: «Я твердо знаю одно: чтобы качественно доказать, что ты не верблюд, хорошо бы неверблюду в этот момент быть на свободе. И сразу после обысков я уехала».
Почему ФСИН могла быть против деятельности «Руси сидящей»? По какой причине против организации выступил именно замдиректора службы Анатолий Рудый (во всяком случае, его обвиняет в этом Романова)? Business FM спросила об этом главного редактора издания «Медиазона» Сергея Смирнова:
— Нет никаких сомнений, что ФСИН очень напрягает деятельность «Руси сидящей» Ольги Романовой. И я думаю, замглавы ведомства Рудый долго искал и, наконец, нашел повод, по которому можно каким-то образом прицепиться к ней. Ольга Романова разумно боится и ожидает какого-то продолжения этой истории с обысками, поэтому она на некоторое время осталась за границей.
— Правильно мы понимаем, что, в принципе, этот человек, Рудый, курирует общественные организации?
— Внутри ведомства, конечно, он отвечает, условно говоря, за связь с общественными организациями, поэтому, я думаю, все эти жесткие слова Ольги Романовой он воспринимал прежде всего в свой адрес. Похожая история была с отъездом за границу другого человека, который активно критиковал ФСИН, это был Владимир Осечкин, который года полтора назад уехал из страны. Это основатель сети «Гулагу.нет». Там, кстати, схема была похожая, тоже связанная с якобы финансовыми нарушениями.
— Получается, Осечкиным занимался тоже Рудый?
— Насколько я помню, да, он точно был одним из инициаторов. ФСИН знаете, как считает: начнется с объяснения, как правильно решать бытовые проблемы, а закончится тем, что правозащитники начнут учить, как правильно писать жалобы на ФСИН, как жаловаться в прокуратуру, как отстаивать свои права. То есть они уверены, что все правозащитники только и собираются, что расшатывать тюремную систему.
В Кремле отметили, что никак не будут реагировать на ситуацию вокруг организации «Русь сидящая». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос Business FM, сказал, что данная ситуация не вопрос главы государства:
— Вы знаете, что у нас много общественных и неправительственных организаций, которые занимаются тематикой оказания социальных услуг. Многие получают по тем или иным каналам государственные деньги в форме грантов или в иной форме. Вы знаете, что такая волонтерская деятельность и оказание социальных услуг общественными организациями поддерживается и в Администрации президента, и в правительстве. Но, безусловно, каждый раз, когда выделяются деньги государственные, конечно, они подлежат строгому учету и контролю. Это абсолютно нормальная линия государства в любой стране. Что касается этого конкретного случая, то я не обладаю никакой информацией, поэтому не стал бы давать каких-то оценок.
— Если я правильно вас понимаю, никаких обращений в адрес президента от сторон, в данном случае от ФСИН и от «Руси сидящей», не поступало?
— Нет. Ну и вряд ли, наверное, здесь должен президент заниматься. Если есть какие-то подозрения, то у нас есть правоохранительная организация. И, если подозрений нет и есть все материалы, которые подтверждают, скажем так, израсходование государственных средств, то они должны быть представлены. Вряд ли, наверное, нужно подобные вопросы выносить на уровень президента.
Ольга Романова в своем сообщении напомнила, что летом «Русь сидящая» выиграла президентский грант, но в итоге отказалась от него.