Первый год Трампа. Комментарий Георгия Бовта
Ужас. Так можно было бы охарактеризовать правление Трампа. Но все ли так печально для Трампа, которому удалось избежать импичмента, несмотря на массированную атаку против него?
Читать на полной версииГод назад Дональд Трамп был избран президентом США, набрав 63 млн голосов. По числу поданных за него голосов он проиграл Хиллари Клинтон около 3 млн, но в итоге выиграл по числу выборщиков от штатов. С какими результатами он подходит к концу своего первого года правления? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.
Американской экономике правление Трампа вроде нравится. В этом году ожидается трехпроцентный рост ВВП. Безработица в 4% — это низший уровень за 2017 год. Фондовый рынок бьет рекорд за рекордом. Хотя главное предвыборное обещание Трамп пока не выполнил: налоговая реформа еще только будет представлена в конгресс.
Он вообще мало что выполнил. Медицинская реформа Обамы не отменена, вместо нее республиканцами ничего не предложено. Строительство стены с Мексикой для защиты от нелегалов не получило финансирования в конгрессе. Хотя миграционная политика ужесточилась, прежде всего за счет жестких указов президента о недопуске в страну граждан ряда мусульманских стран. Резко увеличилось число депортируемых нелегалов, сократились сроки рассмотрения их апелляций.
Во внешней политике не появилось целостной «доктрины Трампа», идут тактические маневры, но он не обрушил связи с традиционными союзниками. Резко усилилась напряженность в отношениях с Северной Кореей и Россией, хотя многие российские политики ждали от Трампа совсем другого.
Уровень одобрения действий Трампа — самый низкий для этого срока правления за последние 70 лет. Только 37% американцев одобряют то, что он делает. Успехи экономики ему в зачет не идут. Она управляется в первую очередь корпорациями, а не из Белого дома. 65% граждан США считают, что за год президент сделал либо мало, либо ничего. Трамп обещал объединить американское общество, но этого не произошло. С одной стороны, за ним сохраняется поддержка ядра его электората, условно говоря, «реднеков» со Среднего Запада. Они будут поддерживать его во что бы то ни стало, что бы он ни делал.
С другой стороны, многие категории общества не полюбят его никогда и ни за что. Он для них — абсолютно чужеродная политическая фигура. Этим людям противны его посты в Twitter, все его манеры и вся его политика.
Весь первый год правления Трампа прошел под знаком раскручивания скандала вокруг так называемого вмешательства России в выборы в США. Пока усилия многочисленных недоброжелателей Трампа не принесли никаких конкретных обвинений против него лично. Поэтому скороспелые прогнозы о якобы неминуемом импичменте пока стоит отложить.
За первый год правления у Трампа вполне проявились замашки, который американский истеблишмент считает диктаторскими и вульгарными одновременно. По-прежнему сильна оппозиция внутри его собственной Республиканской партии. Однако за счет исправно работающих политических институтов наиболее неприятные крайности его характера, которые могли бы дестабилизировать власть, удалось нейтрализовать. Либо на уровне судебной власти, либо конгресс направляет действия администрации в ту сторону, в которую это нужно истеблишменту. В наглядной форме это проявилось в истории принятия закона об антироссийских санкциях, которому администрация, в общем, противилась.
Несмотря на неприкрытую ненависть со стороны большей части американских массмедиа, а также периодически обостряющийся организационный бардак внутри самой администрации, Трамп достаточно крепко держится за власть. Шансов на то, что он досидит до конца своего срока, сегодня, кажется, больше, чем еще полгода назад. Настоящее испытание предстоит через год, когда состоятся промежуточные выборы в конгресс.
Согласно послевоенной статистике, президентская партия почти всегда теряла голоса в палате представителей. И если демократам осенью 2018 года удастся отвоевать там 24 места, то нынешние проблемы администрации покажутся безобидной ерундой. С другой стороны, если у Трампа и были диктаторские замашки и амбиции, в которых его бесконечно обвиняет либеральная пресса, то они так и не реализовались. Он не втянул страну в войну. Несмотря на все крики и вопли, нет пока никаких внятных доказательств, что он вступил в сговор с русскими, чтобы въехать в Белый дом.
Экономика на подъеме. Доходы среднего класса растут. А в случае проведения налоговой реформы вырастут еще больше. Так что не все так плохо, как рассказывает CNN и пишет газета The New York Times.