Очередники. Новое поколение. Новые смыслы. В пятницу в России стартуют продажи iPhone X. Накануне покупатели двух столичных торговых центров смогли купить вещи из лимитированной коллекции коллаборации масс-маркет бренда H&M и люксового Erdem. И в том, и в другом случаях перед открытием магазинов у дверей выстроились внушительные очереди. За iPhone стоят сотни человек. Очередь у магазина re:Store на Тверской начала формироваться неделю назад. Кто-то выполняет задание — купить iPhone в первый день, кто-то надеется перепродать гаджет, а кто-то рассчитывает продать место в очереди. Почему люди готовы мерзнуть и переплачивать?

Для всего мира очереди за новыми iPhone — норма. Стоят в США, в Японии, в Германии — везде. Но в России так стоят впервые. Раньше новые iPhone приходили к нам с большим опозданием. В случае с десяткой продажи стартовали одновременно с Америкой и Европой. Причем десятые iPhone должны появиться сразу у всех официальных ресейлеров, но почему же сотни людей сутками мерзнут именно на Тверской?

Во-первых, во множестве точек все, что завезено, уже оплачено по предзаказам. Во-вторых, есть версия, что подогревать интерес СМИ к старту продаж на Тверской начал сам re:Store, так сказать, «пригласив» тех, кто начал занимать очередь еще на прошлой неделе, ну а дальше сработал «сарафан», говорит заместитель главного редактора mobile-review.com Сергей Кузьмин, пообщавшийся с теми, кто пришел на Тверскую еще накануне .

Сергей Кузьмин заместитель главного редактора mobile-review.com «Говорят, что туда завезут якобы 300, 400, или 500 iPhone. Они там будут. В принципе, за то время, что я там находился, подходит народ. Видно что, небедные. Давайте не будем забывать: центр города, там пониже Дума находится, куча всяких заведений, куча всяких людей интересных живет везде. В принципе, мы в Москве находимся. То есть подходит дядя, говорит: «А слушайте, сколько стоит, если гарантированно вы купите, я у вас заберу. Сколько?». Цена перепродажи на данный момент — 160 тысяч рублей.

Амбиции тех, с кем на Тверской удалось пообщаться мне, были повыше. Вот что говорили номер 71,72 и 73:

— Ребята, которые самые первые здесь появились, завели список.

— То есть кто-то пришел неделю назад, встал и сказал: я буду первым?

— Да. Так он и был первым, да. И он начал вести список.

— А зачем?

— Чтобы купить телефон новый. Один себе, один — на перепродажу.

— Сколько готовы переплатить за телефон? Максимальная сумма, которая вам известна, которую готовы доплатить сверху.

— 300 тысяч. Сверху получается 210. Это за первые телефоны. Представляете, вы можете получить двойную месячную зарплату.

— А перекупить ваше место пытался кто-то?

— Спрашивали, интересовались. с каждым часом это все дороже становится, потому что люди стоят.

— За сколько готовы продать свою очередь?

— Я бы за 50 уже сейчас отдал.

Но зачем переплачивать две цены или собирать команду сменщиков и сутками напролет мерзнуть ради покупки того, что через несколько недель можно будет купить, не вставая с дивана? Вопрос — к психотерапевту. Отвечает руководитель собственного «Центра практических психотехнологий» Ольга Добрынина:

Ольга Добрынина руководитель «Центра практических психотехнологий Ольги Добрыниной» «Понятие нормы очень зыбкое, но почти у всех есть потребность принадлежать к какой-то узкой группе, потребность как-то выделиться, но выделиться лично не всегда получается. А вот когда группой, так проще. Получается, я буду принадлежать к некой элитной группе: «я первый». Если честно, совсем с точки зрения нормального сбалансированного человека, это некая форма невроза. Но это — неопасный невроз».

Стоят в России и в остальном мире не только за гаджетами. Коллаборация масс-маркет бренда и люксового производителя одежды, лимитированная серия кроссовок от какого-нибудь рэпера — везде очереди. И у каждого, если мы говорим о России, минимум несколько десятков тысяч рублей на покупку. Возможно, люди, накануне стоявшие в «Метрополисе» и «Авиапарке» в ожидании старта продаж одежды от H&M и Erdem, на очередь на Тверской посматривали с усмешкой — мол, ваш-то iPhone скоро будет у всех, а мы стоим за эксклюзивом. Но — нет, говорит генеральный директор Союза русских байеров Петр Казарин.

Петр Казарин генеральный директор Союза русских байеров «Модный дизайнер, который заключает договор с тем же H&M, получает royalty. Он получает от количества продаж. Поэтому тому же H&M выгодно как можно больше этой продукции использовать. Дефицит создается часто насильно для того, чтобы показать, что вещь достаточно редкая. Товар должен закончиться, но 90% потребителей должны быть обслужены. Стараются сделать так, чтобы именно 10% не смогли приобрести товар, тем самым создается ажиотажный спрос в момент выпуска этого товара».

Не вызывает вопросов цинизм, с которым в очередь рвутся подростки, желающие заработать. Успокаивает то, что абсолютно так же ведут себя и люди в других странах, но все рано не удается отделаться от мысли, что у нас очередь — это еще и что-то на генетическом уровне.