Новый долларовый миллиардер из России сколотил состояние на семечках и «Кириешках»
Денису Штенгелову помог кризис — девальвация поддержала отечественного производителя. Стресс россияне стали заедать снеками
Читать на полной версииПуть от семечек к миллиарду: в России появился новый долларовый миллиардер, выяснил Bloomberg. Это владелец крупнейшего производителя снеков «КВД групп» Денис Штенгелов. По версии издания, бизнесмену очень помог экономический коллапс в России. Как создаются состояния на сухариках, вафлях и семечках?
Успех нового российского миллиардера ковался руками сибирских бабушек. Начинающий предприниматель в 90-х годах занимался мелкооптовой торговлей сырыми семечками в Томске. Пожилые женщины покупали их, жарили и продавали на улице. По воспоминаниям свидетелей тех времен, стакан, который бабушка сразу пересыпала в карман, стоил 50 рублей — сейчас это 5 копеек.
Вскоре Денис Штенгелов купил кондитерскую фабрику в Кемеровской области, поставил новое оборудование. Спрос на вафли и печенья увеличился, и бизнесмен приобрел еще несколько комбинатов. Это было уже в конце 90-х — в начале нулевых. Если кто-нибудь будет писать полную историю российского бизнеса, то свое место может занять глава о росте рынка снеков. Динамика впечатляющая — по несколько десятков процентов в год. Производители, в том числе и «КВД групп» Дениса Штенгелова, чувствовали себя прекрасно.
Дина Григолая руководитель исследовательского направления Vector Market Research «Для потребителя именно в эти годы стало понятно, что эти категории могут занимать существенное место в потреблении, на полке, в доме. Конечно, в этот момент произошла большая активизация локальных участников рынка, которые отреагировали открытием производственных линий. Понятное дело, что миллиардерами становятся, когда продукт востребован».
Тогда шла невидимая война между иностранными чипсами и российскими сухариками как лучшей закуски к пиву. Сухарики, у которых появились новые вкусы и красивые упаковки, победили. А еще в середине нулевых была маркетинговая война между производителями сухариков «Кириешки» и «Три корочки». Они публично выясняли, можно ли называть сухариками корочки, а рассудила их ФАС, решившая, что сухарики таки можно называть корочками. Как отмечал «Коммерсантъ», Денис Штенгелов воспользовался тем, что компании ослабели за время противостояния. Кроме того, наступил мировой кризис. В итоге бизнесмен купил обоих производителей. И все-таки настоящий прорыв произошел во время последнего экономического коллапса. Продажи «КВД групп» выросли вдвое, почти до 100 млрд рублей в год.
Тимур Нигматуллин аналитик компании «Открытие Брокер» «Снеки в значительной мере импортировались в Россию. Соответственно, на фоне ослабления рубля импорт стал во многом экономически нецелесообразен, то есть не хватало платежеспособного спроса. Те российские производители, которые инвестировали в маркетинг, которые инвестировали в улучшение потребительских свойств, они показали на этом изменившемся рынке опережающие темпы роста».
Сам Денис Штенгелов отказался комментировать Bloomberg свое вхождение в круг долларовых миллиардеров. На звонки Business FM не ответил. Он не особо публичный человек. Живет, как пишут сибирские журналисты, по-прежнему в Томске, ходит в местные рестораны. Время от времени дает интервью томским же СМИ, заявляя, что намерен и дальше вести бизнес в России. Но семью перевез в Австралию: там лучше образование и нет ЕГЭ, о котором, как ему сказали томские учителя, нужно думать с третьего класса.
В Австралии у Штенгелова тоже есть проекты — спорткомплекс, гольф-центр, теннисная академия. Что же касается производства снеков, то это для внутреннего потребления. Сейчас СМИ пишут, что россияне «заедали» кризис снеками. Перекус стоит меньше доллара. Вафли из отечественной муки дешевле резко подорожавшего из-за падения курса шоколада. Случилось то, что декларировали российские власти: девальвация поддержала отечественного производителя. Хотя россияне перешли на продукты нового миллиардера не от хорошей жизни. Есть и такая потребительская тенденция: те же сухарики обычно покупали к пиву. Сейчас все чаще, чтобы просто поесть.