Российский яхтсмен два дня просидел на скале в открытом море у берегов Швеции. Так закончился его морской поход в Испанию на только что купленной яхте. Спасла россиянина его креативность: слово HELP, выложенное им из водорослей и лишайников, помогло спасателям заметить его с вертолета.

Перегнать только что купленный парусник из Стокгольма к берегам Испании 30-летний мужчина — его имя не называется — намеревался в одиночку. 23 октября яхтсмен пустился в плавание. Поначалу все шло хорошо, но, когда через два дня он не вышел на связь с родственниками — хотя до этого они регулярно общались, те забили тревогу и обратились в береговую службу и в службу спасения Швеции. В воздух были подняты вертолеты. Два дня поисков увенчались успехом: путешественника заметили с воздуха на плоской и гладкой скале близ острова Харстена. Он выложил из местных лишайников надпись HELP и размахивал ярким спасжилетом. Видео процедуры спасения шведы выложили в YouTube.

Как выяснилось, купленная яхта в жестокий шторм пошла ко дну, налетев на камни. А сам моряк сумел доплыть до ближайшей каменной отмели острова и там остался. Он не только не пострадал, но и был чрезвычайно весел и даже отказался от предложенного спасателями одеяла.

Акватория Балтики сложная, особенно сейчас, в сезон штормов. Там много подводных скал. Но современные средства навигации должны были предупредить об опасности. Возможно, была ошибка в навигационных расчетах. Вторая версия — яхта была недоукомплектованная или неисправная. И третья — пробелы в навыках капитана, комментирует вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта и член российской сборной Сергей Джиенбаев.

Сергей Джиенбаев вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта и член российской сборной «Я уверен, что этот человек не имел практики хождения, не имел профобучения. А если ты этого не имеешь, выходишь на свой страх и риск. Ко мне приходят иногда люди, имеющие западные корочки. Но когда они садятся ко мне на яхту, я понимаю, что они просто были туристами и видели, как это делается. Возможно, им кто-то показывал и рассказывал это. Но если вы были бы ассистентом хирурга, вы хирургом не станете».

Одному вообще сложно управлять судном в экстремальных условиях, у капитана много дел: нужно и отдыхать, и следить за показаниями приборов, и корректировать маршрут. Однако некоторых мизантропов это не смущает, говорит капитан яхты «Апостол Андрей» Николай Литау.

Николай Литау капитан яхты «Апостол Андрей» «Я месяц назад вернулся из Гренландии. Там был забавный случай. Французский путешественник на каяке отправился по фьордам. Ну и каким-то образом у него каяк отошел от берега. Тот прыгнул в воду, а там вода-то ледяная. Догнал этот каяк. Вернул назад. Пока он переодевался и согревался, каяк опять уплыл, уже окончательно. Конечно, можно смеяться над такими горе-путешественниками. Он там сидел два дня. Потом, когда там стали проходить рыбаки, у него там были какие-то одеяла, он начал этими одеялами размахивать, привлекал внимание. Ну, это его спасло. Местные эскимосы его заметили, сняли, спасли».

Эксперты разошлись во мнениях, придется ли российскому яхтсмену оплачивать услуги шведских спасателей и сколько это стоит. Если яхта и капитан были застрахованы, то раскошелиться придется страховой. А та уже будет проверять, были ли грубые нарушения в подготовке к плаванию со стороны владельца судна. Иногда за операции по спасению платит российский МИД. Сумма, скорее всего, выйдет немаленькая. Час полета вертолета стоит 500 евро.