«Война башен и Кремля». «Дело Серебренникова» потянуло ниточку к Минкульту
В «деле Серебренникова» появился новый фигурант. В мошенничестве подозревается Софья Апфельбаум, бывшая чиновница министерства культуры. Источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле просто ищут козла отпущения
Читать на полной версииДиректор РАМТ задержана по подозрению в мошенничестве. В Следственном комитете считают, что Софья Апфельбаум была в сговоре с Кириллом Серебренниковым и участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей. Театральная общественность уверена, что Апфельбаум хотят сделать козлом отпущения.
В театральных кругах Софью жалеют — у нее безупречная репутация, она боролась за современный театр и последние два года в кресле главы РАМТ была очень успешной.
Должность досталась ей после ухода из Министерства культуры, где она руководила департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества. В период ее работы и были выделены те бюджетные средства, в хищении которых подозревают бывших руководителей «Седьмой студии».
По данным газеты «Известия», Апфельбаум подозревают в подтасовке документов, благодаря которым структура получила госконтракт на 214 млн рублей, из которых потом не менее 68 млн было похищено. В Следственном комитете считают, что именно Апфельбаум дала своим подчиненным поручение разработать техзадание «под конкретного участника» аукциона, и туда был внесен пункт о том, что госконтракт должен иметь авторские права или лицензию на проект «Платформа», пишет газета. Ранее Апфельбаум проходила свидетелем, в конце мая у нее был проведен обыск, и вот теперь это.
Глеб Ситковский эксперт «Золотой маски» «То, что сейчас не удовлетворило следствие задержание людей театра, а потянуло ниточки вверх, в Министерство культуры и так далее, подтверждает версии, звучавшие ранее, о том, что все-таки здесь речь идет не просто об экономическом деле, так скажем, а действительно о какой-то, как говорили, войне башен и Кремля, как это принято называть. Потому что, как известно, проект «Платформа» в свое время был создан... было постановление правительства, а за этим постановлением стоял заместитель руководителя Администрации президента Владислав Сурков».
Источник Business FM, близкий к департаменту культуры Москвы, предположил, что ситуация могла разворачиваться определенным образом. В 2011 году Владислав Сурков посмотрел премьеру спектакля «Околоноля» Кирилла Серебренникова. Тот, уже начинавший собственный проект, мог намекнуть, что нужны деньги. Сурков теоретически мог дать отмашку. По словам источника, суммы в таких случаях не называются. Утверждаются и пишутся сметы, а уже потом подается некоторая отчетность. По версии следствия, документы, которые сотрудники «Седьмой студии» представляли в Министерство культуры, были недостоверными, а договоры были на работы, которые не проводились. И вот под этими отчетами о потраченных деньгах, видимо, стоят подписи Апфельбаум.
Ирина Прохорова главный редактор «Нового литературного обозрения» «Это очень печальное и неприятное известие, и, к сожалению, это вписывается — весь контекст «дела Серебренникова» и «Седьмой студии». Я была на последнем заседании суда, то есть я и на двух заседаниях была суда, и у меня складывается впечатление — оно, может быть, любительское, но тем не менее из того, что говорили адвокаты, как вело себя следствие, что никакого реального дела нет, есть попытка вовлечь огромное количество людей в весь этот процесс в поисках доказательства вины Кирилла Серебренникова и его коллег. Само следствие говорило о том, что оно будет расширять круг поиска и будет допрашиваться большое количество людей. То, как это все обставляется, создает какие-то очень неприятные ощущения и параллели с какими-то показательными процессами».
Следователи считают, что незаконно полученные средства сотрудники студии переводили на счета фирм-однодневок и затем обналичивали. После этого, опять же по версии следствия, Серебренников распределял деньги между другими участниками махинаций. В то же время другой источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле сейчас просто ищут козла отпущения.
Апфельбаум возглавляла департамент, документы могли проверять ее подчиненные, она сама могла эти бумаги даже не смотреть. Но все это только теории. Даже театральных критиков сейчас призывают быть осторожными и не говорить лишнего, чтобы не подставляться.