Российский запрет анонимайзеров обеспокоил европейские компании
Ассоциация европейского бизнеса попросила Николая Никифорова и Александра Жарова разъяснить формулировку, которая содержится в поправках, вступающих в силу 1 ноября
Читать на полной версииЕвропейские компании предупредили о последствиях из-за грядущих ограничений VPN-сервисов. Речь идет о поправках к закону «Об информации», которые ограничивают работу анонимайзеров. Документ вступает в силу с 1 ноября.
Ассоциация европейского бизнеса, в которую входят сотни компаний из ЕС, направила письма министру связи Николаю Никифорову и руководителю Роскомнадзора Александру Жарову, пишет РБК. Авторы послания обеспокоены тем, что закон может быть применим к внутрикорпоративным IT-системам и процессам внутри них.
Последняя редакция поправок содержит формулировку, по которой компании как раз хотят получить разъяснения. Как говорится в документе, ограничения не распространяются при условии, что «круг пользователей анонимайзеров заранее определен их владельцами и использование таких программ осуществляется в технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего их использование». В ассоциации говорят, что не понимают, как именно трактовать эти слова.
Эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм согласен, что разъяснения этой формулировки необходимы для западного бизнеса:
Максим Эмм эксперт в области информационной безопасности и технологий «Исходя из текста, есть два существенных момента. Первое — круг пользователей заранее определен. Это означает, что владелец должен зафиксировать, видимо, этот перечень лиц. То есть подразумевалась, я думаю, корпоративная VPN-сеть. И второе: цели использования VPN — технологические, например для защиты доступа администраторов для управления серверами. Таким образом, по совокупности этих вещей можно предположить, что для технологического управления, например оборудованием, можно использовать VPN. Но логично все-таки запросить разъяснения, потому что понятие «технологические цели» довольно широкое. Сокрытие адреса — тоже технологическая операция. Если ее широко трактовать, можно считать, что вообще анонимайзеры можно использовать, что противоречит и духу, и букве самого закона. Любые компании, не только иностранные, которые используют интернет в качестве среды передачи данных, например между офисами, магазинами, подразделениями организации, находящимися в разных точках, практически все используют технологию VPN для защиты трафика, для сокрытия в том числе адресов, содержимого и так далее. Европейские операторы в данном случае обеспокоились, потому что они привыкли вообще по умолчанию законы исполнять, поэтому если появляется закон и непонятно, как его исполнять, то логично с этим разобраться сразу. Корпорациям, в том числе иностранным, особо ничего не грозит, поскольку цель закона была не в том, чтобы ограничить вообще использование технологии, а в том, чтобы запретить анонимность среди широкого круга лиц, в том числе потенциальных или реальных преступников. Поэтому, я думаю, напишут разъяснение, получат ответ, что на корпорацию это не распространяется, и на этом все закончится».
Беспокоящая европейские компании формулировка фактически говорит о том, что новый закон не коснется частного бизнеса, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:
С 1 ноября вступают в силу новые требования, вводящие санкции для веб-ресурсов за доступ к запрещенным сайтам. Они будут распространяться на все прокси- и VPN-сервисы. Также они затронут анонимные сети, такие как Tor.
При получении уведомления от Роскомнадзора провайдеры будут обязаны в течение 30 дней направить в ведомство заявление о подключении к реестру запрещенных сайтов и готовности блокировать указанные в нем ресурсы. Если владельцы сервисов не выполнят требование, им будет грозить блокировка.