Во вторник, 24 октября, впервые соберется новый Бундестаг. Вокруг того, как будут сидеть немецкие парламентарии, развернулся целый скандал. Никто не хочет занимать места рядом с партией «Альтернатива для Германии», которая как правая сила по традиции должна сесть по правую руку от Меркель.

На этот же день запланирован второй раунд переговоров новой коалиции, которую называют «Ямайка» — по цветам партийных флагов. Как формируется коалиция и что это принесет России?

В немецкой прессе первые переговоры трех партий назвали «разведкой с применением взрывчатки», но все же характеризуют ситуацию скорее как «осторожный оптимизм», шутя, что до реальной коалиции также далеко, как до реальной Ямайки. У трех партий, которые будут ближайшие четыре года управлять страной, совершенно разные ценности, программы и электорат. Из 16 главных пунктов совпадение только по трем. Все остальные — как лебедь, рак и щука.

Так, например, ХДС, партия Меркель, хочет ввести лимит по притоку беженцев в Германию и объявить страны Северной Африки безопасной территорией. «Зеленые», наоборот, отрицают любые ограничения по числу мигрантов и настаивают на 100-процентном воссоединении многочисленных мусульманских семей.

«Свободные демократы», которых в Германии еще называют адвокатами бизнеса, говорят о сближении с Россией. В предвыборной кампании лидер партии Кристиан Линднер даже заявлял о статус-кво для Крыма, ради улучшения отношения с Москвой. Однако на него накинулась пресса. Вынужденный оправдываться, он уже начал говорить о возможности приостановки «Северного потока».

В свою очередь, «зеленые», больше остальных отстаивающие права человека, видят в России авторитарный режим и угрозу своим ценностям. Почему никто не собирается сдавать позиции? Объясняет независимый журналист, издатель Томас Фасбендер:

Томас Фасбендер независимый журналист, издатель «Очень важно понимать одно: госпожа Меркель практически убила партнеров в своей коалиции. И сейчас вновь входя в коалицию с Меркель, они знают, что могут выжить только одним путем — сильно отличаться от нее. Поэтому многие говорят, что в этой коалиции не нужна будет оппозиция, потому что оппозицией будут заниматься двое этих «маленьких партнеров» Меркель, чтобы поддерживать свой собственный профиль. Поэтому я уверен: они будут стараться отличаться, и один хороший путь к этому — это отношение к России. Можно надеяться, что, по крайней мере, от них будут импульсы и старания что-то улучшить в этом моменте тотально испорченных отношений».


Как пишет немецкая пресса, самые большие шансы на кресло министра иностранных дел как раз у «зеленых». В качестве кандидатуры называют сопредседателя партии — Джема Оздемира, сына турецких иммигрантов, черкесского происхождения. Он известен как ярый противник режима Реджепа Эрдогана, настаивает на признании геноцида армян.

Линднеру же прочат пост министра финансов. Комментарий Штефана Майстера, руководителя программы Восточной Европы, России и Центральной Азии Центра Роберта Боша при немецком совете по международным отношениям:

Штефан Майстер руководитель программы Восточной Европы, России и Центральной Азии Центра Роберта Боша при немецком совете по международным отношениям «Если «зеленые» получат министерство иностранных дел, и они будут по-прежнему так сильно ориентированы на тему прав человека, то они будут принципиально выступать против России. Если «свободные демократы», в свою очередь, получат экономические посты и министерство финансов, то они будут стараться наладить экономические связи с Россией и настроены на хорошие взаимоотношения с Москвой. Поэтому из немецкого правительства в адрес России будут идти совершенно разные мессенджеры, что будет очень не просто интерпретировать российскому руководству. По каким-то темам мы увидим еще больше кооперации, чем сейчас, но по другим — еще больше конфликтов».

Однако сложнее всех придется самой Меркель. С окрепшей оппозицией, слишком нестабильной коалицией и просевшими позициями на выборах грядущие четыре года она проведет, занимаясь внутренней политикой страны. Как рассказали Business FM опрошенные немецкие эксперты, у канцлера просто не хватит сил на внешнюю политику в прежнем объеме, да и общую стратегию выработать будет гораздо сложнее.

Де-факто, Берлин сдаст позиции лидера европейской политики, считает директор Германо-российского форума Мартин Хоффманн.

Мартин Хоффманн директор Германо-российского форума «Если коалиция будет успешна, то мы отпадаем как политически важная движущая сила. Это касается внешней политики. Очень сложно в такой коалиции сделать ясную политическую картину. Мой прогноз — на следующие годы политика будет определяться другими странами. Особенно веское слово может сказать господин Макрон. Немцы будут в этом отношении следовать Франции. В ЕС от Макрона очень много зависит. Если его политика не будет успешна, тогда будущее Европейского союза под вопросом. Поэтому все будут его поддерживать, и, если бы у Макрона состоялось сближение с Россией, я бы не ожидал, что с немецкой стороны были бы возражения. Мне кажется, если будет сформирована «Ямайка», то политическая эффективность, по крайней мере, по внешним вопросам не будет на стороне немцев.

Потому в Германии не отрицают, что следующие четыре года возможны отставки министров и даже развал еще не сформированной на бумаге «Ямайки». ХДС, как пишут в прессе, уже в ближайшее время поднимет реальный вопрос о преемнике Меркель.