Мадрид и Барселона решили сыграть в «русскую рулетку». Комментарий Георгия Бовта
Похоже, ситуация в Каталонии войдет в учебники в качестве примера того, как политики могут доиграться в демократию. На миру и безответственность красна, отмечает политолог, рассуждая о противостоянии Мадрида и Барселоны
Читать на полной версииВласти Каталонии могут уже в понедельник объявить о независимости, основываясь на результатах референдума 1 октября. Такое решение может быть принято, чтобы опередить юридическое ограничение прав автономии, которым грозит центральное правительство в Мадриде. Последнее внесло на рассмотрение Сената вопрос о применении в этой связи 155-й статьи испанской Конституции, предусматривающей такую возможность. Испанский премьер Мариано Рахой уже объявил о намерении отстранить нынешних руководителей Каталонии во главе с Карлесом Пучдемоном. Несколько лидеров сепаратистов арестованы, после того как учинили беспорядки на улицах Барселоны около правительственных учреждений, препятствуя действиям испанской полиции. В ответ около полумиллиона жителей Барселоны вышли на демонстрацию с требованием освободить тех, кого каталонские власти называют «политическими заключенными». Как далеко это все может зайти?
Когда страсти улягутся, а когда-нибудь они улягутся, каталонский случай будут изучать на курсах политологии. Как пример того, как безответственные политики могут доиграться в демократию. Как пример того, когда кризиса можно было заранее избежать, если бы кто-то вовремя этим озаботился. Как пример того, как кампания, начатая во многом как шантаж центрального правительства, обрела собственную логику, быстро достигнув стадии, когда уже никто не хотел и не мог остановиться. Как пример того, как истерия, нагнетаемая в массмедиа и во время красочных многотысячных демонстраций, которые красиво смотрятся по телевизору, завела страну в политический тупик, откуда пока видится лишь один путь — дальнейшее повышение ставок. Каталонский случай также стал примером того, как великий и могучий Европейский союз и вся его бюрократия палец о палец не ударили, чтобы превентивно разрешить кризис на ранней стадии. Не был задействован ни один из институтов ЕС для достижения компромисса. По той банальной и глупой причине, что никто не верил до последнего момента, что Каталония всерьез может выйти из состава Испанского Королевства.
После крайне сомнительного с точки зрения легитимности референдума, при явке лишь 43%, каталонский лидер, казалось, ждал, что испанский премьер Рахой сделает хоть какой-то шаг навстречу и начнет переговоры. Однако Мадрид и раньше не шел ни на какие переговоры с Каталонией, проявляя завидную спесь и надменность, и сейчас не пошел. Притом, что, пойди он на предоставление тех же налоговых преференций, что в 2002 году Стране Басков, каталонский сепаратизм захлебнулся бы уже давно.
Сразу после референдума сепаратисты не объявили независимость, а лишь объявили, что получили право на нее. За прошедшие три недели, по сути, никто ничего не предпринимал. Мадрид надменно отверг и посреднические услуги со стороны ЕС. Впрочем, они и предлагались на уровне политиков третьего ряда. И вот теперь Мадрид решил задействовать 155-ю статью Конституции. Однако опять выбрал половинчатый путь. Вопрос отправлен в Сенат испанского парламента, который вынесет решение не ранее следующей пятницы. Завидное, заметим, хладнокровие во времена острейшего конституционного кризиса в стране. Механизм приведения в действие 155-й статьи подробно не прописан. А Мадрид, учитывая реалии безбрежной демократии и полной свободы СМИ, вовсю спекулирующих сейчас обвинениями во франкизме и в диктатуре, избегает таких действий, которые плохо смотрелись бы по телевизору. Поэтому военное положение не вводится, самостоятельная каталонская полиция не переподчинена центру, а Пучдемон до сих пор на свободе.
Лидеру же сепаратистов, если он хочет быть в политике, не остается ничего другого, кроме как объявить о независимости. При этом, объективно, государственность Каталонии на сегодня не подкреплена ни кадровыми, ни финансовыми, ни экономическими ресурсами. Большая часть каталонского бизнеса, используя недавно принятый испанский закон, спешно перерегистрировалась в другие провинции Испании, лишив тем самым автономию большей части налогов. Каталония, что скрывают от своих фанатов сепаратисты, будет тотчас исключена из зоны евро. Она не сможет сразу претендовать на членство в ЕС. И даже не только потому, что ЕС не станет поощрять такие действия, но и потому, что огромный долг каталонского правительства не вписывается ни в какие стандарты ЕС. И в этих условиях сепаратисты продолжают, как неуправляемый асфальтоукладчик, катиться к пропасти. Возможно, Мадрид рассчитывает, что они туда, наконец, и рухнут, после чего в начале следующего года можно провести внеочередные парламентские выборы в провинции. На прошлых выборах твердые юнионисты получили там не менее 40% голосов, а число твердых сторонников отделения от Испании до недавних пор не превышало половины численности жителей провинции. Похоже, Мадрид и Барселона решили сыграть в игру, которая известна под названием «русская рулетка». Посмотрим, чей политический труп вынесут первым.