В деле Никиты Белых появилась «шпионская» борсетка
На процессе по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых прослушали аудиозаписи его встречи с бизнесменом Юрием Судгаймером, который, по версии следствия, передал ему в качестве взятки 400 тысяч евро. В суде выяснилось, что передачу части суммы — транш в 50 тысяч евро — взяткодатель заснял с помощью шпионской аппаратуры, вмонтированной в борсетку
Читать на полной версииВ Пресненском суде Москвы сегодня продолжился процесс по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, обвиняемого в получении взяток на сумму 600 тысяч евро. Все ждали главного свидетеля обвинения — Юрия Судгаймера. Именно он передал политику большую часть суммы — 400 тысяч евро — за «покровительство» его предприятиям. При получении последнего транша в 150 тысяч евро Никиту Белых задержали. Однако бизнесмен не явился суд. Поэтому суд изучил материалы дела и исследовал вещдоки.
Владельца Нововятского лыжного комбината (НЛК) и управляющей компании «Лесхоз» Юрия Судгаймера в первый раз вызывали в суд 11 октября. Но ни в этот день, ни сегодня он не приехал. «Причина объективная, никак не связанная с его страхами», — сообщила прокурор Марина Дятлова, но так и не озвучила ее.
Меченые деньги и «шпионская» борсетка
После этого было решено исследовать письменные доказательства. Среди них было «собственноручно» написанное Судгаймером заявление в правоохранительные органы. В нем бизнесмен давал согласие на участие в оперативном эксперименте. «Я, Судгаймер, даю добровольное согласие на проведение ОРМ, оперативного эксперимента, направленного на выявление преступной деятельности губернатора Кировской области Никиты Белых и других лиц, вымогающих у меня 200 тысяч евро за покровительство моим предприятиям на территории Кировской области», — зачитала документ судья Татьяна Васюченко.
После чего был озвучен акт о выдаче «фиксирующей» аппаратуры Судгаймеру и денег в сумме 150 тысяч евро. Купюры достоинством по 100 евро составили 15 пачек в банковской упаковке. Их выдали Судгаймеру «в присутствии представителя общественности», а номера переписали. Сами деньги были обработаны специальным составом «Тушь-7». Их положили в коричневый полиэтиленовый пакет «чай-кофе», который находился внутри красного бумажного пакета с бутылкой вина. Оба пакета, как следовало из материалов дела, были обработаны метящим веществом, да так, что окрасилось и горлышко бутылки, которая не была обработана. Когда зачитывали документы, защитник подсудимого Андрей Грохотов обратил внимание суда на то, что две купюры из 150 по номерам не совпадали с теми, что были описаны оперативниками. Он дал понять, что это дает повод усомниться в законности доказательств и проведенных позже экспертиз.
В суде прозвучало, что красный подарочный пакет с деньгами и бутылкой вина губернатор Кировской области Никита Белых получил от Юрия Судгаймера 24 июня 2016 года в отдельном кабине ресторана «Мельбурн» бизнес-центра «Лотте-Плаза» на Новинском бульваре в Москве. На выходе из заведения его задержали. Кстати, сам политик в ходе процесса заявил: он не подозревал, что внутри находятся деньги, и решил, что там подарок на день рождения, который он отметил незадолго до этого.
По данным следствия, из 600 тысяч евро 200 тысяч Никита Белых получил от бизнесмена Альберта Ларицкого, а еще 400 тысяч евро — частями от Юрия Судгаймера. Первый транш в 50 тысяч евро привез для политика в Москву родственник бизнесмена Эрик Судгаймер. В мае 2016 года он отдал конверт с деньгами руководителю секретариата губернатора Татьяне Катанкиной. Сегодня выяснилось, что момент передачи денег фиксировался на «шпионскую аппаратуру» — видеокамеру под видом борсетки, что было незаконно. По факту незаконного использования спецсредств СК даже возбудил уголовное дело, которое выделил в отдельное производство, пояснил Никита Белых. По его словам, в настоящее время в нем фигурируют «неустановленные лица» из числа частных детективов, которых нанял Юрий Судгаймер. «Судгаймер нанял неизвестных лиц, которые дали ему борсетку», — уточнил фигурант.
Разговоры о трудностях бизнеса
После этого суд прослушал аудиозаписи встреч взяткодателя Юрия Судгаймера с Никитой Белых. Их было две. Записи делал сам бизнесмен еще до своего обращения в правоохранительные органы. Первая была сделана 24 апреля 2016 года в аэропорту Риги, а вторая — 16 мая 2016 года в кафе «Кофемания», предположительно на Новой площади в Москве. Там собеседники обсуждали не только проблемы с бизнесом, но и яхты, отдых в Хорватии и на Канарах, а также половодье в Кировской области и лесные пожары. Говорил в основном Судгаймер, а губернатор был немногословен.
В ходе первой встречи владелец Нововятского лыжного комбината и управляющей компании «Лесхоз» главным образом жаловался на предыдущего собственника предприятий Альберта Ларицкого. При этом Юрий Судгаймер не стеснялся в выражениях. Он называл Ларицкого «жуликом», «вором», «шарлатаном» и «гиеной», который украл у него от 40 до 70 млн рублей, а также похитил кредиты Сбербанка. «Это жулик, которого я не могу простить, который никогда ничего не умел, — негодовал предприниматель. — Вы ему дали кредит, а он его украл — он его в тот же день вывел на свои счета, попрятал по офшорам».
Судгаймер сетовал, что Ларицкий продал ему компании с долгами и ему буквально каждый день досаждают налоговые, пожарные и другие проверяющие. «Вы поймите меня как инвестора. Это какой-то сюр… Каждый, начиная от каждого пожарника. Они заходят, как будто знают, что спрашивать, и начинают со времен «Тимура и его команды» копать...» — сетовал Судгаймер и говорил, что таким образом налоговики просто «загубят» НЛК. Он был возмущен тем, что ему приходится платить налоги, которые задолжал прежний собственник, и сокрушался, что совершил «очень большую ошибку», так как купил завод, от которого еще десять лет не увидит ни копейки прибыли. «Я-то почему должен платить? Я и так достаточно заплатил. А сейчас они насчитали около 30 млн налогов, они (предприятия) столько не приносят. Ни доски, ни бревна, ни пенька», — жаловался бизнесмен.
Он просил Никиту Белых помочь в решении вопросов с проверяющими. «Вы поймите, мы готовы вам помогать, но вы поддержите, помогите решить эти проблемы, — обратился бизнесмен к губернатору. — Нам же покоя не дают. Налоговая одна уходит, другая приходит. Они нас просто в угол загоняют. А проверяют, когда его (Ларицкого) команда работала». В ответ Никита Белых предложил, чтобы гендиректор НЛК Руслан Цуканов позвонил ему в приемную и назначил встречу с ним. «Пусть он придет со всеми проблемами», — сказал Белых. В процессе разговора выяснилось, что за три дня до этого на встрече с предпринимателями области Цуканов уже поделился проблемами, но Судгаймер был не в курсе.
Белых сообщил собеседнику, что в сентябре планируются выборы в Госдуму и на благоустройство памятников, улиц и фонтанов требуются средства. «Сможете ли вы там чем-то помочь?» — спросил он и обозначил сумму: «Нужно двести». После этого собеседники долго обсуждали, как можно перечислить деньги. Судгаймер говорил, что при переводе может потерять до 19%, и предлагал политику прислать «доверенного человека» и «разбить» деньги «на пару», то есть передать их частями.
Единственная ошибка
Комментируя услышанное, Никита Белых подтвердил, что действительно попросил Судгаймера помочь в финансировании «избирательной кампании», и отметил, что услышанное никак не согласуется с обвинением. Из него следовало, что 24 апреля 2016 года Белых потребовал у предпринимателя деньги «в целях собственного обогащения» за действия, входившие в его должностные полномочия. «С такой фантазией обвинению нужно было не обвинительное заключение писать, а сценарий к «Игре престолов», — возмутился подсудимый. По его мнению, ничто из прослушанного в суде не свидетельствовало о вымогательстве им взятки. «Сейчас, анализируя то, что было, я готов подписаться под каждым словом и действием, а единственной ошибкой я считаю, что не настоял на перечислении средств безналичным путем», — сказал политик.
Отвечая на вопросы прокурора, Белых пояснил содержание разговора с Судгаймером. Последнему он объяснил, что тот как иностранец не сможет перечислить средства напрямую на избирательный счет партии. Однако он может перечислить их на «неофициальные расходы» в организации, напрямую не связанные с избирательной кампанией, например в благотворительный фонд (таким в 2014 году был Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области) или на счет Военно-исторического общества Кирова. «Как я уже говорил, формально работы по благоустройству памятников и фонтанов не имеют прямого отношения к выборам, а реально, конечно, имеют. Такие расходы не могут быть профинансированы официально с избирательного счета», — подчеркнул подсудимый.
Ожидается, что Юрий Судгаймер явится на допрос в суд 25 октября.