Минкомсвязи хочет смягчить «закон Яровой». Ведомство предлагает сократить срок хранения данных операторами связи с трех лет, требуемых сейчас, до одного месяца. Об этом в кулуарах форума «Открытые инновации 2017» сообщил глава министерства Николай Никифоров.

По словам министра, даже в таком варианте затраты провайдеров составят десятки миллиардов рублей. Необходимо понять, как это скажется на ценах для потребителей, отметил Никифоров.

«Есть определенные расчеты, которые показывают потенциальный объем затрат операторов в привязке к сроку хранения информации. Этот документ очень долго вырабатывался вместе с коллегами из Федеральной службы безопасности, это их прямая компетенция с точки зрения сроков хранения данных, которые они ставят, исходя из задач по обеспечению безопасности в Российской Федерации. Наши оценки показывают, что при сроке хранения около одного месяца затраты крупнейших операторов связи составят несколько десятков миллиардов рублей. Речь идет о разовых затратах. Таким образом, мы просто подчеркиваем, что речи о сделанных ранее эмоциональных оценках в триллионы и сотни миллиардов нет. Другой вопрос, как это повлияет в целом на ценовую политику этих операторов. Тот вариант, который мы планируем представлять, содержит предложение хранения в течение одного месяца. Но даже один месяц хранения приводит к тем затратам, о которых я сказал».

Даже если сократить срок хранения данных до месяца, это все равно может привести к повышению цен для абонентов, считает эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм.

Максим Эмм эксперт в области информационной безопасности и технологий «В зависимости от того, что именно хранить и в каком виде, затраты могут различаться в разы. В этом плане сам закон вряд ли могут смягчить, но сделать такие параметры, которые позволили бы минимизировать затраты операторов на хранение этой информации, вполне реалистично. Но нужно понимать, что они все равно исчисляются не миллионами, а миллиардами рублей, и безусловно, эти затраты операторы не из своей прибыли вычтут, а их том или ином виде переложат на абонентов. Увеличится либо явная стоимость минуты, либо скрытая, например, уменьшится количество минут в пакетах при той же цене либо изменятся параметры округления трафика или минут при разговорах. Безусловно, эти затраты будут распределены на абонентов. Само по себе хранение трафика имеет смысл только в том случае, если с этим трафиком можно что-то сделать. С учетом того, что в интернете сейчас, наверное, около 60% информации ходят в исходном зашифрованном виде, то хранение зашифрованной информации без возможности ее расшифровать абсолютно бессмысленно».

Николай Никифоров сообщил, что Минкомсвязи подготовило постановление правительства по технологической реализации выпуска национальной криптовалюты. Решение о ее эмиссии и регулировании будут принимать Банк России и Минфин, заявил министр.

Никифоров также прокомментировал и ситуацию вокруг Telegram. По его словам, у государства нет предвзятого отношения к этому мессенджеру. «Если закон соблюдается, то работа возможна. Если закон не соблюдается, то применяются те или иные нормы ответственности. Здесь нет каких-то отдельных отношений или предвзятой позиции», — сказал глава Минкомсвязи. 16 октября мировой суд в Москве оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ информацию для декодирования сообщений.