ФАС приступила к проверкам авиаперевозчиков. Антимонопольное ведомство принялось исполнять поручение Владимира Путина «разобраться» с ценообразованием авиабилетов. Как сообщили Business FM в «Аэрофлоте», компания получила запрос ФАС о предоставлении документации по работе систем бронирования и управлению доходами. Другие авиакомпании также рассказали СМИ о получении писем от ведомства. В чем суть претензий ФАС и каковы могут быть последствия для рынка авиаперевозок?

Идея защитить пассажиров от «мирового сговора» авиаперевозчиков появилась у ФАС еще в августе. «Компьютерные системы сами устанавливают цены на билеты: растет спрос, они устанавливают цену выше. Это мировая практика, это вообще мировой сговор, похожий на картельный сговор всех авиационных компаний мира», — заявил тогда глава ведомства Игорь Артемьев на совещании с Владимиром Путиным. Президент не стал сразу соглашаться с чиновником, но поручил провести проверку. Теперь авиакомпаниям были направлены официальные запросы о предоставлении информации о работе так называемых GDS-систем, или систем компьютерного бронирования. Скептически к инициативе ФАС относится главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Претензии ФАС к авиакомпаниям предъявляются ежегодно. То они обвиняют авиаперевозчиков, что у них дорогие билеты на Дальний Восток, а потом выясняется, что жалуются пассажиры бизнес-класса — им дорого летать. То они обвиняют авиакомпании в сговоре по полетам в Якутск, причем, на основе сравнения с тарифами на Дальний Восток, хотя там субсидируемые перевозки и плоские тарифы. Сейчас новая претензия: якобы существует глобальный мировой сговор авиакомпаний на основе GDS-систем. Ну, честно говоря, это все вызывает удивление. Дело в том, что антимонопольное законодательство во всех странах мира более жесткое, нежели чем в России. И ни один антимонопольный орган не заподозрил систему GDS в какой-то дискриминации. При всем при этом и вызывает удивление, что федеральная антимонопольная служба пытается, по сути, регулировать рыночное ценообразование».

GDS-системы — это программные сервисы, которые сторонние провайдеры предоставляют авиакомпаниям для оптимизации экономических показателей перевозок. Покупая билеты заранее, пассажиру предлагают более низкую цену, поскольку на рейс еще нет спроса. Чем ближе вылет, тем выше становится конкуренция пассажиров за оставшиеся свободные места, поэтому система автоматически поднимает цену.

Однако вследствие несовершенства системы и колебаний спроса самолеты нередко вылетают заполненными не на 100%. По мнению ФАС, то, что авиакомпании в таком случае не снижают цены, является нарушением антимонопольного законодательства. С другой стороны не совсем ясно, где именно здесь проявление монополии. Перевозчики вольны использовать любой GDS-сервис, сервисы максимизируют выгоду именно той авиакомпании, в которой используются, а стремление максимизировать прибыль естественно и жизненно важно для функционирования рынка.

Роман Захаров независимый аналитик «Я не склонен думать, что будут какие-то резкие движения со стороны ФАС: все-таки ведомство неглупое, люди там работают умные. Либо они окончательно разберутся, либо могут в приказном порядке делать снижение цен на какое-то количество билетов, которое осталось. ФАС последовательно последние полтора-два года точно за это борется, пытается эту практику изменить, потому что им кажется, они лучше понимают, как управлять гражданской авиацией с точки зрения ценообразования. Я не думаю, что подобная медвежья услуга со стороны ФАС поможет пассажирам. Я думаю, что, как раз наоборот она отпугнет. Например, наши крупные авиаперевозчики очень сильно завязаны с международными системами бронирования и иностранными пассажирами. Как это там будет сказываться, совершенно не представляю».

Беспокойство по поводу потенциально избыточного внимания регулятора к перевозчикам усиливает и тот факт, что авиакомпании в России уже терпят убытки. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в прошлом году российские перевозчики потеряли порядка 10 млрд рублей. Не совсем ясно, что будет, если в перспективе ФАС прикажет авиакомпаниям еще сильнее снизить цены.