Панорамная крыша и сиденья с холодильником. Какие машины закупают госкомпании
Рейтинг самых дорогих автомобилей составил «Общероссийский народный фронт». Некоторые компании еще до публикации списка отменили попавшие в него тендеры. «Мы это приветствуем», — отметил в интервью Business FM координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта
Читать на полной версии«Общероссийский народный фронт» составил «Индекс расточительности» госкомпаний на основе их тендеров на закупку роскошных автомобилей. Как пишет РБК, ОНФ проанализировал данные о госзакупках, запланированных в 2017 году. В рейтинг попали иномарки, в том числе стоимостью более 10 млн рублей. Однако незадолго до публикации индекса некоторые компании отказались от проведения тендеров.
Возглавила рейтинг ОНФ страховая компания «ВТБ Страхование», принадлежащая ВТБ, 60% которого владеет Росимущество. Компания заказывала Mercedes-Benz S-560 за 11 млн рублей. В тендерной документации говорилось, что салон иномарки должен быть декорирован коричневым полированным корнем ореха, оснащен сиденьями с функциями массажа и панорамной крышей с электроприводом. Спустя несколько дней после составления рейтинга «ВТБ Страхование» отменила закупку.
Следом в «Индексе расточительности» ОНФ идут Самарская сетевая компания и «Башспирт», 100% акций которой принадлежит Минземимуществу Республики Башкортостан. Компании заказали два представительских Mercedes-Benz S-500 стоимостью примерно по 8 млн рублей. Энергетики хотят машину с холодильником в спинке заднего сиденья, производители спирта — с функцией ароматизации, ионизации и фильтрации воздуха и часами, дизайн которых разрабатывался для Maybach, уточняет РБК. Тендеры этих компаний до сих пор действительны.
«Газпром» закупает Mercedes-Benz V 250 за 5,6 млн рублей, ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт» заказало Audi A8L за 5,6 млн рублей, но отменило покупку. Самарская компания «Авиаагрегат» и крымская «Севастопольгаз» разместили заявки на Toyota Land Cruiser за 5,5 млн рублей. Как отметили в ОНФ, «Авиаагрегат» тоже отменил покупку, после того как активисты сообщили компании, что ее тендер попал в реестр «сомнительных закупок».
РБК направил запросы и связался со всеми 28 компаниями из списка ОНФ. Часть из них объяснила необходимость приобретения дорогих машин. Например, «Тюменьэнерго» понадобился электромобиль Nissan Leaf за 5 млн рублей из-за «принципов высокой социальной ответственности» и «вклада в дело сохранения окружающей среды».
Если часть закупок отменена, не стоит ли ОНФ отозвать свой рейтинг? «Отменять не будем», — ответил Business FM координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта:
Антон Гетта координатор проекта ОНФ «За честные закупки» «Он проводится не первый раз, это системное исследование, которое мы запустили где-то год назад. Мы видим, что проблема расточительства, связанная с приобретением дорогих автомобилей для служебных нужд, остается — не у чиновников, государственных муниципальных служащих, а среди топ-менеджмента компаний с государственным участием. Мы еще включили компании, которые вроде как не относятся к компаниям с госучастием, но работают на тарифе, то есть фактически на деньгах людей. Это энергетические, газовые компании и так далее. Мы считаем, что им тоже нужно рачительно относиться к деньгам. Если население платит им за электроэнергию, то уже точно деньги должны идти не на покупку «Мерседесов», а на улучшение качества подачи той же электроэнергии. Как только такая информация попадает на сайт «За честные закупки», тут же автоматически уходит обращение в адрес этого заказчика. Все адреса электронных почт указываются в обязательном порядке в самой закупке, поэтому автоматически ушли уведомления, что «Народный фронт» считает вашу закупку, допустим, Mercedes S-класса за 11 млн рублей сомнительной. Такие компании, как «ВТБ Страхование» и другие, решили дальше, так скажем, не шутить и с индексом, и с «Народным фронтом», и с деньгами. Мы это приветствуем. Мы хотим, чтобы другие увидели и последовали тому же примеру».
Два года назад премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое запрещало чиновникам покупать автомобили дороже 2,5 млн рублей и мощностью свыше 200 лошадиных сил. По нормативам такие модели могут себе позволить лишь руководители и их заместители в федеральных госорганах. Максимальная стоимость легковых машин для руководителей федеральных агентств и их заместителей составляет 2 млн рублей.
Для руководства госкомпаний таких ограничений нет. Тем не менее, по данным активистов ОНФ, с февраля этого года на «самоограничения» в госзакупках пошли 34 госкомпании — это чуть больше половины всех госкомпаний России.