Обещания и реальность. Владельцы кредитных карт банка «Тинькофф» переплачивают?
Банк позиционирует себя как очень удобный и доступный, но Роспотребнадзор неоднократно находил нарушения прав потребителей
Читать на полной версииСостояние Олега Тинькова за период конфликта с «Немагией» выросло на 400 млн долларов, свидетельствуют подсчеты Forbes. На этот конфликт обратил внимание даже президент.
Банк без отделений позиционирует себя как очень удобный и доступный. Но Роспотребнадзор неоднократно реагировал на жалобы клиентов и находил нарушения прав потребителей, соответствующие результаты проверок есть в распоряжении Business FM.
Основной продукт — кредитные карты — обеспечивает хорошую прибыль. По подсчетам экспертов эффективная ставка по ним превышает 30%. Чем недовольны клиенты и как отстоять свои права?
У москвича был кредит в Связном Банке, он решил его рефинансировать в банке «Тинькофф», договорился о ставке в 33% и в июле 2015-го его перевел. Но уже в ноябре получил счет-выписку от банка «Тинькофф», из которой следовало, что ставка по этому кредиту будет повышена до 45% годовых с нового года. Клиент пожаловался в Роспотребнадзор, тот провел проверку, выявил нарушения. И предписал отменить повышение ставки. Одностороннее изменение условий договора не допускается Гражданским кодексом.
Из комментария банка «Тинькофф» следует, что долг клиента был передан в рамках договора уступки прав требования, заключенного между банками. Клиент был надлежащим образом проинформирован об условиях и подтвердил свое согласие.
Есть нарушения, которые выявлены сразу в нескольких регионах. Например, Роспотребнадзор неоднократно требовал от банка «Тинькофф» убрать пункт о взимании комиссии при снятии наличных. Аргументировал свою позицию так: нет отдельной услуги по предоставлению наличных. Это неотъемлемая часть исполнения банком принятых на себя обязательств по кредитному договору. Без этой неотъемлемой части заемщик просто не может воспользоваться денежными средствами и, в свою очередь, приступить к исполнению своих обязательств по договору.
Именно так говорится в предписаниях Роспотребнадзора. Ведомство требует прекратить нарушение прав потребителей.
Упомянутые предписания вынесены в отношении конкретных клиентов и были оспорены банком, претензий у контролирующих органов по данному вопросу нет, говорится в комментарии банка «Тинькофф»:
Размер комиссионных в банке «Тинькофф» номинально выглядит не слишком большим, но на маленьких суммах, в процентном соотношении — огромный. Рассмотрим на примере: ставка при снятии наличных — 2,9%, плюс есть фиксированная плата — 290 или 390 рублей в зависимости от тарифа. Если клиент снимает 1000 рублей, даже при минимальном тарифе, отдаст 300 рублей за эту услугу. Это 30% от суммы снятия. Эти деньги снимаются с кредитного лимита, и по ним клиент тоже платит процент банку.
Справедливости ради стоит отметить, что на крупных суммах в процентах комиссия будет меньше. Но в регионах достаточно много людей, у которых кредитный лимит небольшой — 12-14 тысяч рублей. Они в основном и снимают небольшие суммы.
По просьбе Business FM компания Forward Legal проанализировала судебную практику по банку «Тинькофф». Проблема в том, что этот вопрос судами разных ветвей судебной системы толкуется по-разному. Интересно, что те клиенты, которые подавали жалобу в Роспотребнадзор, как правило, выигрывали в споре с банком, арбитражный суд вставал на их сторону.
Но те клиенты, которые самостоятельно шли в суд и подавали на банк «Тинькофф», как правило, в судах общей юрисдикции проигрывали. Они занимают следующую позицию: снятие наличных является дополнительной расходной операцией, нетипичной для кредитных отношений. Потому что кредит выдается в безналичной форме посредством выдачи кредитной карты, ей можно расплачиваться за покупки и тем самым взять кредит у банка, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
Возникает логичный вопрос: ведь комиссионные за снятие наличных берут все банки. Но анализ результатов проверок Роспотребнадзора двух других крупных банков показал, что ведомство не требовало от них вернуть комиссионные. Почему так происходит — с этим вопросом Business FM обратилась в Роспотребнадзор, но он так и остался без ответа.
Могут ли клиенты других банков рассчитывать на компенсацию в суде в схожих случаях? В определенных случаях могут, считает руководитель общества защиты прав потребителей «Потребнадзор» Александр Виноградов:
Александр Виноградов руководитель общества защиты прав потребителей «Потребнадзор» «Если Роспотребнадзор, то есть государственный орган, выдает решение о том, что какие-то комиссии для, возможно, SMS-информирования, дополнительные услуги, которые банк предоставляет, не входят в договор, не входят в конечную ставку кредита, то, конечно, можно оспаривать, не вопрос. Плюс не забываем о моральном вреде. Плюс незаконное удерживание денежных средств чужих в том числе. И срок исковой давности — три года».
Взимание комиссии при снятии наличных все-таки можно оспорить. Во-первых, надо обратиться в банк «Тинькофф» с претензией и требованием вернуть комиссионные за снятие наличных. Аргументировать предписаниями Роспотребнадзора. Если банк не может удовлетворить ваши требования, то должен предоставить письменный отказ. Этот документ нужно сохранить.
Во-вторых, обратиться в органы Роспотребнадзора с целью получения предписания банку о прекращении нарушений прав потребителя. И, в-третьих, обратиться в суд общей юрисдикции с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Тем, кто пользуется кредитными продуктами банков, не лишним будет посчитать и проанализировать, сколько же на самом деле они платят за услуги банков. Предписания Роспотребнадзора показывают, что, по сути, «Немагия» — YouTube-канал, с которым у Тинькова возник конфликт, — правы, просто рассказали это в грубой форме.
Зачастую клиенты не обращают должного внимания, сколько на самом деле стоят заемные деньги. Благодаря чему тот же банк «Тинькофф» и показывает хорошие финансовые результаты.