Петербургский омбудсмен рассказал, как можно изменить закон о митингах
Александр Шишлов предложил обсудить вопрос пересмотра городского закона на парламентских слушаниях. Своими идеями он поделился в интервью Business FM
Читать на полной версииПетербургский омбудсмен Александр Шишлов предложил пересмотреть закон о митингах в городе и организовать по этому поводу парламентские слушания. Заявление опубликовано на официальном сайте омбудсмена.
Оценивая прошедшую 7 октября акцию сторонников Алексея Навального, Шишлов отметил, что, с одной стороны, Смольный вопреки закону не предложил активистам альтернативную площадку для митинга, а с другой стороны, организаторы акции вводили участников в заблуждение, говоря, что она согласована с городскими властями.
По мнению омбудсмена, систематическое нежелание исполнительных властей искать законные решения, которые бы позволили гражданским активистам воспользоваться своим правом на свободу мирных собраний, ведет к радикализации общественных настроений.
Александр Шишлов уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге «В Петербурге даже в рамках действующего жесткого и, на мой взгляд, не вполне соответствующего конституции закона о публичных мероприятиях и митингах в рамках петербургского законодательства можно сделать немало, чтобы ситуация с обеспечением права на свободу мирных собраний изменялась. Прежде всего это касается правового регулирования использования специально отведенных мест, так называемых гайд-парков, где можно проводить публичные мероприятия в упрощенном порядке. Можно много сделать, чтобы людям было удобнее проводить митинги, если они хотят высказать свою позицию, и проводить их таким образом, чтобы не создавать проблем и препятствий другим жителям и гостям города, которые имеют другие, может быть, приоритеты, другие взгляды и не имеют никакого отношения к этим публичным мероприятиям. У нас сегодня в центре города такого места нет, и нужно его определить. Нужно увеличить предельную численность людей, которые могут собираться в таком месте. Сегодня в Петербурге эта предельная численность — 200 человек. Для пятимиллионного города этого недостаточно. Нужно изменить порядок подачи заявок, чтобы не было попыток манипулирования этими заявками, чтобы кому-то дать это место, а кому-то не дать. Можно публиковать поступившие заявки, например, в интернете. Словом, можно много сделать на уровне города».
Ранее официальный представитель городского комитета по вопросам законности и правопорядка Андрей Краснов заявил, что «сторонники Навального — провокаторы». «Для того чтобы изрыгать свои проклятия, не надо собираться на фоне открыточных имперских видов Петербурга», — сказал он.
С его мнением согласился и вице-губернатор Константин Серов. «Мы и не собирались ни предлагать, ни предоставлять Навальному какое-либо место под митинг. Так что разговоры о том, что ему где-то разрешат, не более чем слухи. Скажу вам категоричнее: мы и в будущем не собираемся этого делать», — отметил Серов.
Законодательство позволяет проводить массовые мероприятия, и гайд-парки в Петербурге тоже есть, поэтому менять ничего не надо, считает руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Петербурга Александр Тетердинко.
Александр Тетердинко руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Петербурга «Я не считаю, что нынешнее законодательство о массовых мероприятиях нуждается в каких-то существенных корректировках. Оно позволяет проводить массовые мероприятия, но только тем организаторам, которые готовы идти с органами власти на компромисс с точки зрения места проведения массовых мероприятий. Тем же организаторам митингов или шествий, которые хотят это сделать с точки зрения организации скандала или дезорганизации нормальной жизнедеятельности мегаполиса, федеральное законодательство препятствует, но эти препятствия объективны, потому что кроме прав и свобод участников массовых мероприятий есть еще права и свободы горожан, которые в этих массовых мероприятиях не участвуют и участвовать не хотят, которые хотят, чтобы на улицах российских городов был порядок. На территории Санкт-Петербурга есть несколько гайд-парков — Удельный парк, Полюстровский — установленные постановлением правительства, но туда отдельным представителям оппозиционных сил идти не хочется, хочется пройти по Невскому или по Литейному или на Марсовом поле попрыгать, видимо, на мемориале жертвам революции 1917 года. А проблемы гайд-парков в Петербурге нет».
Депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Единая Россия» Андрей Анохин поддерживает представление площадки, однако, по его мнению, всегда будут находиться провокаторы.
Андрей Анохин депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Единая Россия» «Конечно, нужен диалог в обществе. Нам нужно начать между собой говорить, потому что мы единый народ с разными взглядами, нам все равно жить в этой стране и мы должны сделать все выводы из прошлого. Считаю, что это совершенно нормальная часть свободного демократического общества. Любые мероприятия в рамках закона идут на пользу для нашего города и общества. К сожалению, у нас есть силы, которые наоборот заинтересованы в организации несанкционированных митингов. Они будут под любыми предлогами делать все возможное, чтобы их акция была несанкционированная и был получен отказ, потому что им очень важна деструктивная часть — организация столкновений молодежи с представителями полиции, Росгвардии. Эти силы отрабатывают уже определенный сценарий, который прошел в ряде стран. Поэтому надо различать и информировать общество. Все, что идет для налаживания диалога, чтобы держать в тонусе исполнительную и законодательную власть, я приветствую двумя руками. Но я противник того, чтобы молодых ребят втягивали во всякие авантюры, целью которых не является достижение результата, декларируемый на этих мероприятиях».
Ранее в перечень так называемых гайд-парков входило Марсово поле, но его исключили из списка еще в августе. Такой шаг объяснили многочисленными обращениями граждан, которые жаловались на неуместность проведения митингов на братской могиле, а также тем, что 17 августа того же года на Марсовом поле прошел скандальный митинг сторонников ЛГБТ, который перерос в драки.
Однако 7 октября петербургская акция началась именно на Марсовом поле и проходила спокойно. Затем митингующие двинулись к Литейному, где уже стояли кордоны полиции. По данным «ОВД-Инфо», были задержаны 68 человек, причем в некоторых случаях очень жестко, говорит главный редактор интернет-портала «Мой район» Сергей Ковальченко.
Сергей Ковальченко главный редактор интернет-портала «Мой район» «Две девушки очень серьезно пострадали. Одной девушке — непонятно, она участница или нет — сломали ногу, при мне ее увозили на «скорой помощи». Вторая девушка из группы помощи задержанным, они обычно стоят около автозаков, и людям, которых ОМОНовцы приводят в автозак, они передают специальные юридические памятки, как себя вести. Эту девушку Марину Букину ОМОНовцы ударили головой об асфальт, рассекли ей голову, было много крови, и затолкали ее в автозак. Все задержанные отпущены, никому ничего не предъявляли. По поводу инициативы смягчения законодательства, это то же самое, что лагерный актив обращается к начальству, чтобы чуть-чуть смягчили режим внутри, стали реже расстреливать. Петербургское законодательство о митингах самое драконовское в России. Его принимали в 2012 году по инициативе знаменитого депутата Виталия Милонова. Если федеральный закон допускает варианты в сторону смягчения, то в Петербурге это все было ужесточено и по отношению к одиночным пикетам, и по отношению к гайд-паркам. Может быть, и стоило эти «лагерные порядки» чуть-чуть ослабить, но я подозреваю, что никто на это не пойдет».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, возможно ли смягчение законов, регулирующих проведение массовых акций, заявил, что российское законодательство в области проведения митингов достаточно сбалансированное и гибкое, о каких-либо планах его дальнейшего совершенствования в Кремле речь не идет.