Чем Кремль ответит на проблемы RT в США? Комментарий Георгия Бовта
Руководство телеканала до 17 октября обязали зарегистрироваться в качестве иностранного агента, что значительно затруднит его работу в США. Российское законодательство позволяет принять ряд зеркальных действий, заявила Мария Захарова
Читать на полной версииТелеканал RT, работающий в США, должен признать себя иностранным агентом до 17 октября, сообщила его главный редактор Маргарита Симоньян на расширенном заседании рабочей группы временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Если этого не произойдет, в отношении сотрудников канала примут серьезные меры, вплоть до арестов.
Представитель МИД РФ Мария Захарова на этом же заседании заметила, что российское законодательство позволяет принять ряд зеркальных действий в ответ на ограничительные меры в отношении RT в США, то есть применить ровно те же меры в отношении американских журналистов в России. Они прописаны в российском законе о СМИ, подчеркнула Захарова. Как далеко это может зайти — в комментарии Георгия Бовта.
Учитывая стремительную скорость, с которой происходит деградация российско-американских отношений, удивительно, что до прессы добрались лишь сейчас. Причем претензии к RT со стороны США в иной ситуации выглядели бы просто фарсом, но теперь стали поводом для нового полномасштабного скандала.
Канал RT якобы закупил рекламу в соцсетях на 274 тысячи долларов, чтобы повлиять на исход выборов в США. Получается, что мы якобы избрали Трампа по цене средней московской «двушки»? Но почему никто не смеется?
Закон, направленный прежде всего против нацистской пропаганды и требующий регистрации так называемых иностранных агентов, приняли аж в 1938 году. Он действительно предусматривает уголовную ответственность в определенных случаях, но за всю его историю их была пара десятков, а в последние несколько десятилетий, насколько известно, вообще ни одного.
Ситуация с RT уникальна еще и тем, что телеканал «RT Америка» является именно американским юридическим лицом и зарегистрирован гражданами США. Закон FARA 1938 года никогда не применяли против зарегистрированных американских СМИ. Но тут уж, видимо, не до формальностей.
Юридически регистрация в качестве иностранного агента не означает запрет на вещание. Однако такая организация должна подавать подробные отчеты обо всех финансовых транзакциях и об информационных материалах, которые должны помечать как распространяемые в интересах иностранного государства.
Также предусмотрена обязанность публиковать полные данные всех сотрудников с зарплатами, домашними телефонами и адресами, докладывать обо всех интервью и об общении с представителями власти. Ясно, что в таких условиях многие сотрудники предпочтут уволиться, а ньюсмейкеры будут избегать общения, журналистов RT не станут пускать на пресс-конференции. Готовится законопроект, позволяющий разрывать уже заключенные контракты на вещание.
Сила неформального давления уже вылилась в то, что RT неожиданно исключили из сервиса Google Preferred, с помощью которого Google продает рекламодателям пакеты самых популярных каналов своего видеохостинга YouTube. А на YouTube у RT около 2 миллионов подписчиков.
Не нужно гадать, каким будет российский ответ на то, что Москва воспринимает как целенаправленную травлю телеканала, которым гордятся в самом Кремле как вполне успешным проектом по продвижению российской «мягкой силы». Даже если RT каким-то чудом не уйдет полностью с американского рынка, то ровно те же меры, которые предписывает применительно к иностранным агентам закон FARA 1938 года, вплоть до самых унизительных, примут против американских журналистов в России. Их число может сильно поубавиться, а телеканал CNN, скорее всего, прекратит вещание и работу в России на постоянной основе.
Новости о России начнут верстать, либо черпая их из интернета, либо получая от каких-нибудь оппозиционеров. Причем подача будет не просто необъективная, но еще и маргинальная: одно дело, когда репортаж с улиц Москвы в октябре 1993 года ведет Клэр Шипман или уже позже главой бюро CNN в Москве выступает опытнейшая Джилл Догерти, умевшая сохранять объективность, а другое — когда свое видение дикой и варварской России будет транслировать в эфир выпускающий редактор средней руки в штаб-квартире в Атланте.
Впрочем, о чем это мы? В нынешней обстановке погрома в российско-американских отношениях уже не до объективности. На войне как на войне. Почему-то вспомнился бывший посол США в России на момент развала СССР Джек Мэтлок. Наблюдая за крушением советской империи, он верно заметил, что, прежде чем отношения между бывшими союзными республиками начнут хоть как-то улучшаться, предстоит полностью и решительно развестись. Похоже, мы с Америкой все пытаемся нащупать дно падения наших отношений, и всякий раз кажется, что уже вот оно, это дно, уже достаточно упали. Но нет, не оно. Снизу все стучат и стучат.