Свидетель вспомнил, как передавал 200 тысяч евро для Никиты Белых, и масонский Новый год
Один из двух ключевых свидетелей обвинения, бизнесмен Альберт Ларицкий, в среду дал показания по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Он был доставлен в Пресненский суд столицы из СИЗО, так как осужден по другому делу
Читать на полной версииНа процессе по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, обвиняемого в получении взяток на сумму 600 тысяч евро, допросили одного из ключевых свидетелей обвинения. Бизнесмен Альберт Ларицкий заявил, что пять лет назад передал чиновнику через его заместителя 200 тысяч евро за выделение его фирмам лесных участков, а также «общее покровительство». Сам подсудимый уверяет, что денег у Ларицкого не просил и ничего не получал. Он считает, что его заместитель Сергей Щерчков взял деньги «под него».
На заседании Пресненского суда в среду Никита Белых должен был закончить давать показания. Однако судья Татьяна Васюченко изменила порядок исследования доказательств, так как на слушание доставили Альберта Ларицкого. Его привезли из СИЗО под конвоем.
10 октября 2016 года Лефортовский суд Москвы приговорил предпринимателя к трем годам лишения свободы за хищение путем мошенничества более 254 млн рублей. Деньги были выделены Сбербанком в виде кредитов двум его предприятиям: ОАО «Нововятский лыжный комбинат» (НЛК) и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания «Кировский лес» (ныне ООО «УК «Лесхоз»).
Просьба «отблагодарить» губернатора
Пристегнутый к конвоиру Альберт Ларицкий на протяжении пяти часов отвечал на вопросы участников процесса. Он рассказал, что в 2008 году приобрел Нововятский лыжный комбинат (НЛК), назначив его директором бывшего вице-премьера правительства Кировской области Владимира Сысолятина. «В 2009 году мы приняли решение, что нам для осуществления деятельности нужны собственные лесозаготовки. Для этого нам нужно было приобрести и получить в аренду лесные участки», — начал свое выступление он. По словам свидетеля, участки требовались и для другой его компании — УК «Лесхоз», которая занималась переработкой древесины.
На одном из совещаний в правительстве Кировской области Ларицкий познакомился с заместителем Никиты Белых, вице-губернатором Кировской области Сергеем Щерчковым, который курировал лесную отрасль и возглавлял департамент лесных ресурсов. К нему спустя год или два Ларицкий и обратился с просьбой помочь в выделении земли в аренду. «Щерчков сказал, что поможет нам все сделать, при этом намекнул, чтобы мы не забыли отблагодарить губернатора», — сказал Ларицкий. Свидетель признался, что просьбу Щерчкова он воспринял как требование передать деньги Белых. «Исходя из бизнес-лексики, это было именно требование передать денежные средства», — сказал свидетель. Он сообщил, что после того, как договоры аренды на участки были заключены, он решил отправить Белых 200 тысяч евро. Тем более, что до этого ему позвонил Сергей Щерчков и поинтересовался, когда Ларицкий приедет. «Мы не были друзьями и собутыльниками, вместе не гуляли, — выступал свидетель. — Щерчков никогда не звонил мне просто так: узнать, как здоровье или поздравить с Новым годом. Поэтому коль скоро он мне позвонил и спросил, когда я приеду, я воспринял это как: где деньги? Как побуждение к действию».
Сам бизнесмен в то время в основном проживал в Швейцарии. В марте 2016 года Ларицкий прилетел в Россию и привез всю сумму. Однако он плохо себя чувствовал и поэтому попросил Сысолятина передать деньги Щерчкову для Белых. «День-два прошел, и Щерчков сказал, что «все хорошо и «шеф доволен», — поведал свидетель. Он уточнил, что четыре пачки денег купюрами по 500 долларов, перевязанные лентой банка Credit Suisse, находились в полиэтиленовом пакете. Посредник знал, что и кому он несет.
«А у Сысолятина была возможность отказаться от передачи денег?», — уточнила прокурор Галина Тарасова.
«Теоретически — мог, но фактически я бы его за это уволил, — честно сообщил свидетель. — Ну, может, не уволил бы, но у него были бы неприятности. Он посмотрел, спросил: «Сергей (Щерчков) точно в курсе?». Я сказал: «Да, он ждет, надеется». Я пояснил, что деньги надо отдать Щерчкову за то, что нам дали лес.
«А про губернатора вы Сысолятину говорили?», — спросила гособвинитель.
«Скорее да, чем нет», — последовал туманный ответ.
Приятельские отношения
На вопрос прокурора о том, улучшилось ли взаимодействие его предприятий с властями после передачи взятки, свидетель ответил утвердительно. Сысолятин сообщил шефу, что все вопросы о реализации инвестпроектов его предприятий решались довольно быстро на уровне департамента лесных ресурсов. К губернатору обращаться не приходилось.
Свидетель пояснил, что реализацию проектов отслеживало правительство, и в качестве примера привел аналогию с инспектором ДПС — тот может оштрафовать, а может отобрать права. В данном случае у компаний могли изъять лесные участки из аренды. По словам Ларицкого, правительство следило за проектами, и многое зависело от позиции Щерчкова и губернатора Никиты Белых. Свои отношения с подсудимым Альберт Ларицкий назвал приятельскими, сказав, что общался с Белых раз в три-четыре месяца, и пару раз бывал у него на дне рождения. Ларицкий признался: он не был лично свидетелем того, как Белых санкционировал включение его предприятий в список приоритетных инвестпроектов, но результат был налицо. «Каким образом он был получен, мне совершено неинтересно», — заявил свидетель. Сам он никогда не спрашивал Белых, получал ли тот 200 тысяч евро.
«Вы не сомневались, что Щерчков передаст деньги Белых?», — задала вопрос прокурор. В ответ свидетель вспомнил надпись на американской валюте: «В Бога мы верим, а все остальное — наличными». «Наличные я передал Щерчкову. Я не сомневался в том, что он близок к губернатору и что он делает все свои действия, согласовав с ним. А поскольку ситуация улучшилась, я этот вопрос дальше не исследовал», — сказал Ларицкий. По его словам, если бы возникли проблемы, он бы спросил Никиту Белых. Но все было нормально. «Специально нам никто не мешал, все нам помогали, поэтому я полагал, что Щерчков деньги донес», — сделал вывод бизнесмен.
Отвечая на вопросы участников процесса, Ларицкий сказал, что ему ничего не было известно о том, была ли у Белых недвижимость за границей. Губернатор фактически «жил на работе», практически не пил, иногда курил сигары, сам всегда платил за себя и за него, когда они вместе завтракали, любил исторические книги, а также интересовался историей ГУЛАГа.
«Даже монографию написал», — вклинился в допрос Никита Белых. Свидетель же заметил, что теперь подсудимый может сам описать «историю изнутри», впрочем, как и он сам.
Под конец выступления Ларицкий сообщил, что в 2013 году продал свой бизнес предпринимателю Юрий Судгаймеру, которого представил Никите Белых. Позже они с Судгаймером перестали общаться, так как покупатель начал предъявлять к нему претензии.
Заявление за месяц до приговора
Сам Никита Белых счел, что показания Ларицкого носят правдивый характер. Оговором он назвал его заявление в правоохранительные органы, в котором тот сообщил, что ему известно о противоправных действиях Белых. Подсудимый считает, что тот был зависим, так как сам находился под судом. «Заявление на Никиту Белых Альберт Ларицкий написал 12 сентября 2016 года, а меньше чем через месяц он получил очень мягкий приговор», — прокомментировал Business FM показания свидетеля адвокат подсудимого Андрей Грохотов. По его словам, в суде было установлено, что его подзащитный знаком с Ларицким с 2011 года, а приятельские отношения у них возникли еще позже — в 2012 году. «Это опровергает версию обвинения о том, что Белых действовал в его интересах уже в 2009-2010 годах», — отметил защитник.
Кстати, эпизод по обвинению в получении взятки от Альберта Ларицкого у Никиты Белых появился под самый конец следствия. Изначально экс-губернатора Кировской области обвиняли в получении 400 тысяч евро от Юрия Судгаймера за решение вопросов и лояльность регионального правительства для его лесного бизнеса. Юрий Судгаймер также проходит по делу как свидетель обвинения. Ранее Никита Белых заявил, что брал от него деньги, однако не для себя лично, а на спонсорские проекты в области культуры и истории.
Что же касается Альберта Ларицкого, то сегодня выяснилось, что его задержали почти ровно за год до того, как взяли Никиту Белых. «Вас арестовали 24 июня (2016 года), а меня 25 июня 2015 года. А 25 июня — это масонский Новый год», — обратился к подсудимому свидетель.
Процесс продолжится 11 октября. Ожидается, что в этот день Никита Белых завершит свое выступление и суд допросит второго взяткодателя Юрия Судгаймера.