Нарушая традиции: глава фракции «Единой России» Владимир Васильев неожиданно возглавил Республику Дагестан. Владимир Путин принял отставку Рамазана Абдулатипова и назначил временно исполняющим обязанности главы Дагестана Владимира Васильева, вице-спикера Госдумы. Президент подчеркнул, что Дагестану нужен «политический тяжеловес»:

Путин: За эти годы вы, безусловно, стали тем человеком, которых у нас принято называть политическими тяжеловесами. На мой взгляд, такой человек сегодня и нужен для республики.

Васильев: Я представляю, насколько непростая стоит задача, но я сделаю все, чтобы вы не пожалели об этом. Если такое доверие мне оказано вами и затем народом Дагестана, конечно, буду честно исполнять свой долг, опираясь на очень гордый, очень свободолюбивый, талантливый многонациональный народ Дагестана, который я знаю не понаслышке.

Назначение можно назвать сенсационным. Впервые за историю Дагестана последних ста лет регион возглавил не дагестанец — Владимир Васильев родился в Подмосковье, его отец был казах, мать — русская. С позднесоветских времен во главе Дагестана сменяли друг друга представители аварцев и даргинцев.

Васильев был избран депутатом Госдумы в 2003 году. До этого много лет проработал в структурах МВД, дослужившись до заместителя министра и звания генерал-полковника. Почему на место Абдулатипова назначен Владимир Васильев?

Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «Это не назло кланам, это свидетельство того, что эти кланы действительно не способны договориться между собой и что ни один претендент из крупнейших кланов не способен стать национальным лидером, поэтому нужен кто-то внешний. В каком-то плане это повторяет, я бы сказал, советскую традицию, когда второй секретарь обкома партии был русским. И он, так сказать, их отслеживал, их судил и непосредственно отвечал перед Москвой, перед Кремлем за то, что там происходит. Так что, в общем, это решение, с моей точки зрения, правильное и безвыходное. Чем это кончится, я не знаю, но Васильев — это очень неглупый человек, это генерал-полковник, это юрист, это человек, который не имеет на Кавказе никаких глубоких связей, поэтому он будет, я бы сказал, разгребать авгиевы конюшни. Понимаете, всегда была традиция. Какой-то надо было обрести баланс: это, конечно, прежде всего аварцы, даргинцы, лезгины и так далее. И все места там распределялись с учетом интересов даже не кланов, а этносов. Это было нормально. Но вот на сегодняшний день выясняется, что это себя исчерпало».

Сторонники теперь уже экс-главы Дагестана Абдулатипова среди основных его заслуг отмечают победу над терроризмом в регионе. Скептики на это отвечают, что боевики просто уехали в Сирию, да и нападения на полицейские участки все еще случаются. Также оспариваются успехи Абдулатипова в борьбе с коррупцией и клановостью в Дагестане. В этом плане самым значительным эпизодом стали громкое задержание и последующий арест бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова.

Абдулатипову в 2017 году исполнился 71 год, Владимиру Васильеву — 68 лет. Фигура Васильева во многом похожа на фигуру Абдулатипова, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «С одной стороны, человек с большими федеральными связями, известностью. С другой стороны, все равно есть ощущение, что пик карьеры уже пройден. У Абдулатипова он был в 90-е годы, у Васильева — где-то в начале нулевых. Все-таки последние годы он был в большей степени фигурой публичной, но не принимающей оперативных решений. Абдулатипова, действительно, выдавливали и в силу возраста, и в силу, видимо, тревог федерального центра, что увеличивается отток в «Исламское государство» выходцев из Дагестана, как принято думать. Несмотря на то, что при Абдулатипове не происходило нарастание терроризма в Дагестане, может быть, одной из причин этого было как раз то, что потенциальные активные участники уезжали из страны. Похожи Абдулатипов и Васильев и в том, что, скорее всего, они не будут мешать федеральной власти реализовывать свои представления о прекрасном в отношении Дагестана в те моменты, когда эти представления возникают. Как вот у Абдулатипова это было, он не мешал аресту Саида Амирова, так и Васильев не будет усиливать какую-то одну из групп. В том числе он выходец из Нацгвардии, усиления которой на Кавказе последнее время опасались другие силовики. Скорее всего, он не будет препятствовать силовой логике в те моменты, когда она будет возникать, а в моменты, когда ситуация будет более мирной, будет такой в большей степени успокаивающей и отчасти церемониальной фигурой».

СМИ ранее писали, что в качестве основной кандидатуры на смену Абдулатипову рассматривался замдиректора Росгвардии Сергей Меликов, который ранее занимал пост полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Фамилия Васильева среди возможных кандидатов вообще не называлась.