В продолжение Нобелевской недели объявлены имена лауреатов премии по физике. Ими стали американские исследователи Кип Торн, Райнер Вайсс и Берри Бэрриш.

Ученые получили награду за создание гравитационно-волновой обсерватории LIGO, с помощью которой обнаружили гравитационные волны — колебания в ткани пространства-времени, которые искажают пространство и время вокруг себя.

Эти волны образовались в результате слияния двух черных дыр на расстоянии полутора миллиардов световых лет. Существование этих волн было предсказано почти сто лет назад теорией относительности Эйнштейна.

Исследователи обнаружили гравитационные волны еще в феврале 2016-го и могли получить премию годом ранее, но, как пояснили в Нобелевском комитете, ученые объявили об открытии слишком поздно, а комитет принимает заявки только до 31 января. Из-за этого первооткрыватели просто не попали в список возможных номинантов-2016.

Обнаружение гравитационных волн — величайшее открытие последнего времени, оно может стать началом новой эры в астрономии, считает академик РАН Валерий Рубаков:

Валерий Рубаков академик РАН «Это начало гравитационно-волновой астрономии. Гравитационные волны переносят нам информацию от их источника. От того, какой источник, зависят свойства этих гравитационных волн, свойства сигнала, который обнаружится на земле. Так же, как мы с вами смотрим на звезды, и видим свет от них, и изучаем тем самым, как устроены эти звезды, как устроены галактики и так далее, гравитационные волны несут информацию о том, как устроены источники. А источники очень необычные. В небесах — тяжелые, массивные черные дыры, вот события гравитационно-волновые — это события того, что две черные дыры рядом друг с другом находящиеся, крутятся вокруг друг друга, излучают гравитационные волны, в конечном итоге сливаются и образуют еще большую черную дыру. Такие необыкновенные явления происходят в природе, и, по существу, единственным источником прямым информации об этом служат гравитационные волны, которые излучаются этими двойными черными дырами. Гравитационные волны можно воспринимать как волны растяжения и сжатия в пространстве и времени. Ткань пространства растягивается и сжимается, когда они по ней проходят. В этом состоит явление необычное, сильно отличающее гравитационные волны теоретически от того, что происходит, например, в электромагнитных волнах».

По словам одного из лауреатов Райнера Вайсса, в будущем детекторы гравитационных волн смогут видеть не только слияния черных дыр, но и взрывы новых, и так называемый гравитационный шепот Вселенной в момент ее рождения. Сам Вайсс рассказал в интервью коллегам из Массачусетского университета, какие эмоции испытывал, когда сделал открытие:

«Я обнаружил это абсолютно. Я проснулся, подошел к компьютеру, как я делаю каждое утро, и посмотрел на монитор, где заметил очень слабое колебание приборов. Что-то происходило — впервые аппараты фиксировали подобные колебания. Когда я получил письмо от коллеги, я рассказал ему про это колебание. Он ответил: «О, кое-что интересное происходит!» Я позвонил в Массачусетский технологический институт и, наконец, удостоверился, что же это было. Первой моей реакцией было облегчение. Я чувствовал груз ответственности, который был на мне, пока мы с коллегами проводили это исследование. Мы тратили много денег, проводили действительно серьезные опыты, от которых совсем не устали за 20 лет работы».

Без российских ученых этого открытия не было бы. Покойный профессор МГУ Владимир Брагинский со своей командой развивал предельно точные измерения и участвовал в проекте LIGO. Также серьезный вклад в проект внесла группа нового главы РАН Александра Сергеева.

2 октября объявили имена нобелевских лауреатов по медицине. Премию присудили американским ученым Джеффри Холлу, Майклу Рошбаху и Майклу Янгу за открытие в области человеческих биоритмов. Они изучили строение плодовых мух и нашли у них ген, который контролирует биологический ритм организма. Это открытие позволит помогать людям, у которых имеются генные нарушения биологических часов.