Крупные компании, возможно, не будут деофшоризировать. Правительство отказалось принудительно переводить их иностранные структуры в Россию. Об этом со ссылкой на источник в кабмине сообщил «Интерфакс».

Кажется, это один из редких случаев, когда власти прислушались к мнению бизнеса. В России есть 199 системообразующих компаний. Их список еще два с половиной года назад опубликовало Минэкономики. Это и государственные, и частные организации: энергетика, химия, ритейлеры и так далее. На них приходится 70% национального дохода. И эти компании, разумеется, тоже попали под деофшоризацию. А сейчас правительство может отказаться от идеи принудительно переводить их из офшоров в Россию, о чем всегда и говорил бизнес. Причин несколько. Валютный контроль — компаниям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, приходится проходить массу бюрократических процедур. Наличие зарубежной компании облегчает процесс. О другой причине говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Российское право в большинстве юрисдикций для большинства партнеров не является, будем так говорить, гарантией сохранения права собственности и защиты их прав как субъектов коммерческой деятельности. То есть в этой связи, конечно же, многие инвесторы, которые захотят или сохраняют уверенность в инвестировании в российские активы, они, скорее всего, будут тяготеть к английскому праву, которое имеет большую степень защиты прав инвесторов и предпринимателей».

Стоит вспомнить, что сама идея предполагала, что российская компания, имеющая иностранную регистрацию, не получит господдержку. Но как можно отказывать в помощи, если иностранные структуры есть в том числе и у госкомпаний? Они ведут через них зарубежный бизнес, продают главные экспортные товары страны и строят для этого, например, трубопроводы за рубежом. И через эти иностранные юрисдикции в страну идет иностранный капитал, а бывает наоборот: компании удобно финансировать свои российские подразделения через офшор.

К примеру, у крупного бизнесмена в холдинге есть нефтяной бизнес и сельскохозяйственный. Но он не будет на прибыль от первого финансировать второй. Иначе придут силовики и обвинят в том, что у первой компании просто украли деньги. Зато можно перевести прибыль своей зарубежной «маме», а она уже будет финансировать все что надо. О юридических тонкостях — управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат:

Андрей Гольцблат управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP «Когда мы говорим о холдингах, речь идет прежде всего о законодательстве налоговом, позволяющем консолидировать на уровне холдинга налоговую отчетность по всем своим предприятиям. А в России действительно этого пока нельзя, за исключением нескольких крупных компаний, таких как «Газпром», «Роснефть» и так далее. Если бы, в конце концов, набралось смелости правительство вместе с Госдумой, приняло закон, по которому холдинг может подавать консолидированную отчетность по всем своим «дочкам», то, конечно, это бы существенно мотивировало российские компании создавать холдинги в российской юрисдикции».

В апреле российские юристы рассказали, что деофшоризация фактически провалена. Почти половина владельцев иностранных компаний перестали быть российскими налоговыми резидентами. Остальные либо перевели на родственников, либо закрыли все, что было за рубежом. И все-таки о провале говорить нельзя. Те, кто честно ведет бизнес в России, рассказали о своих офшорах налоговой и начали за это платить. Точнее, не за наличие иностранных компаний, а за возможность защитить бизнес и передать его по наследству. И если действительно не будут заставлять переводить все сюда, то это станет компромиссом.