К эвакуации пассажиров «ВИМ-Авиа» подключился специальный летный отряд «Россия». Соответствующее распоряжение дал президент. Два самолета Ту-214 уже вылетели в Анталью. За границей до сих пор остаются более 30 тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа».

Уже пятые сутки тысячи пассажиров «ВИМ-Авиа» ждут, когда их заберут домой. Ситуация беспрецедентная. Многих по несколько раз возят из отеля в аэропорт и обратно, некоторые готовы сами купить билеты, но нет денег — цены начинаются от 50 тысяч рублей. У некоторых начинается истерика, говорит, не скрывая слез, Елена из Петербурга, которая с детьми ждет вылета с понедельника:

Елена жительница Петербурга «Если честно, это уже похоже на какую-то пытку. У детей уже начинается просто массовая истерия, они каждое утро ждут, что их увезут домой. Вам знакомо чувство какого-то непонятного страха параллельно с легкой истерией? То есть, с одной стороны, у вас вроде бы как есть шанс, а с другой стороны, каждую секунду вы понимаете, что этот шанс у вас уменьшается. Вот у нас сейчас у всех примерно такая же ситуация, которая усугубляется этим информационным вакуумом. Нас не так много, у которых есть дети. Хотя бы вывезли тех, у кого дети. Сколько можно!»

К эвакуации пассажиров «ВИМ-Авиа» подключился специальный летный отряд «Россия» Управделами президента. Из отряда выделено два пассажирских Ту-214. Каждый борт будет забирать по 160 человек.

Но почему государственные ресурсы привлекли только сейчас? И почему только после решения президента? Самолеты МЧС, Министерства обороны можно было направить сразу, тем более что они располагают соответствующим авиапарком. В ведении госструктур десятки самолетов, говорит заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:

Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора «Самолетов порядка десятка есть в МЧС. Также есть подобные самолеты в МВД. Вот там поменьше десятка. И в Министерстве обороны. У нас министры бездарные. Один получил уже взыскание от президента. Хороший выход из положения: дать команду, и все. Я бы сказал, вот эта вся безобразная история, она безобразна тем, что одна слеза ребенка, она не стоит ни Дворковича, ни министра транспорта, ни тех руководителей авиакомпании, которые допустили это унижение граждан, которые за собственные деньги взяли билеты и влачат такое унизительное существование».

Если такое решение на тот момент принять никто не решился, можно было хотя бы дать денег, чтобы заправить самолеты «ВИМ-Авиа», вывезти людей, а потом уже разбираться, говорит директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов:

Сергей Вехов директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» «Насколько я знаю, у МЧС сейчас больших пассажирских бортов нет, там, по-моему, у них остались только представительские, а в них много людей не посадишь. А другие у них все специальные самолеты: для пожаротушения, для перевозки грузов, спасательного имущества и тому подобное. Флот «ВИМ-Авиа» никуда не делся, самолеты-то исправны, летчики в наличии, техники есть. В чем проблема-то на самом деле? В том, что аэропорты российские отказались заправлять без оплаты самолеты «ВИМ-Авиа», поэтому если эта оплата будет со стороны государства, то и президентские самолеты не нужны, всю эту перевозку можно выполнить самолетами самой «ВИМ-Авиа».

Можно было принять любое решение. Но ни одно из них принято так и не было. Вместо того чтобы бить тревогу, министр транспорта Максим Соколов после случившегося объяснял президенту, что «ВИМ-Авиа» полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к перевозчикам. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» — задал вопрос президент и объявил министру о неполном служебном соответствии.

Последние пару месяцев Минтранс даже не интересовался финансовым состоянием «ВИМ-Авиа». Зато ведомство очень взволновала ручная кладь пассажиров, из которой предлагали исключить верхнюю одежду, мобильные телефоны, ноутбуки и фотоаппараты.

Басманный суд Москвы вынес в пятницу решение о домашнем аресте до конца ноября главного бухгалтера «ВИМ-Авиа» Екатерины Пантелеевой, обвиняемой в хищении средств пассажиров. Аналогичное решение было вынесено и в отношении гендиректора авиакомпании.

Что касается владельцев авиакомпании, то, как заявил следователь, они скрылись за границей в день возбуждения уголовного дела. Следователь также заявил, что руководство «ВИМ-Авиа» выводило денежные средства за границу с целью хищения. Следствие располагает материалами, подтверждающими причастность гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева к совершению преступления.