«ВИМ-Авиа», день пятый. Кто виноват в авиаколлапсе?
Беспрецедентная ситуация в истории гражданской авиации — 30 тысяч человек остаются за рубежом в полной неизвестности. Кто виноват в этой ситуации?
Читать на полной версииЗа рубежом продолжают оставаться более 30 тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа». Помимо Royal Flight и Azur Air, к их вывозу присоединились S7 Airlines и авиакомпания «Ямал».
Советник министра транспорта Жанна Терехова сообщила, что заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить в Минтрансе дважды в день до полного разрешения ситуации. При этом штаб работает в круглосуточном режиме. Но это все следствия произошедшего коллапса.
Российских туристов потихоньку вывозят из Турции. Пока за все это время удалось эвакуировать 9 тысяч человек. Остальные 30 продолжают ждать. Когда объявили после двух суток ожидания, что их везут в аэропорт, Анастасия обрадовалась. Но, как выяснилось, проблемы на этом не закончились:
Анастасия туристка «250 человек погрузили в шесть автобусов и повезли в аэропорт. Через два часа они пришли, сказали, что давайте мы вас сейчас повезем пообедать и потом вернем обратно в аэропорт — самолет задерживается. Завезли нас в какую-то кафешку, накормили непонятной едой, которую детям есть невозможно. То есть мы целый день таскаем свои чемоданы, детей, коляски и прочее. Голодные. Вот сейчас нас везут якобы в аэропорт. Но вот у нас еще только второй автобус выехал, а время полдесятого. То есть это 100%, что мы в пол-одиннадцатого не улетим, потому что мы просто еще не доехали до аэропорта».
Коллапс начался после того, как аэропорт «Домодедово» перестал заправлять самолеты авиакомпании. Общая задолженность «ВИМ-Авиа» за топливо перед аэропортами превысила 660 млн рублей, 86% приходится именно на «Домодедово». Business FM отправила в аэропорт запрос: извещали ли вы регулятора о том, что прекратите заправку самолетов «ВИМ-Авиа»? Ответ на данный конкретный вопрос мы не получили. В официальном письме было написано, что «аэропорт находился и находится в контакте со всеми заинтересованными сторонами, однако в вопросе топливного обеспечения у авиакомпании всегда есть выбор других поставщиков топлива, не связанных с аэропортом».
Зато редакции ответили в Росавиации. Никаких извещений они не получали. Просто аэропорт не обязан уведомлять регулятора в таких случаях. На это нет никаких инструкций. Поэтому одномоментное прекращение вылетов всех самолетов «ВИМ-Авиа» (а эта авиакомпания приписана именно к «Домодедово») стало для регулятора полной неожиданностью, сказал Business FM советник руководителя Росавиации Сергей Извольский:
Сергей Извольский советник руководителя Росавиации «Все, что касается вопросов взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов, это исключительно в их системе взаимоотношений. Никаких обязательств, закрепленных законодательством, по информированию нет. Это все случилось скоротечно, по сути, в один день. В понедельник приехал владелец авиакомпании и на совещании заявил, что у него нет ни оборотных, ни кредитных средств для продолжения операционной деятельности. Кредиторы предложили единственный вариант для выделения кредита — это полный уход с чартерного рынка. Владелец сообщил, что ему бизнес уже становится неинтересен и он готов его продать. При этом буквально за неделю до этого владелец нас заверял в том, что никаких финансово-экономических трудностей у его авиакомпании не существует».
Как рассказал в среду, 27 сентября, в Госдуме глава Росавиации Александр Нерадько, согласно бухгалтерской отчетности «ВИМ-Авиа» на 1 января этого года, авиакомпания соответствовала первой, наилучшей группе по финансово-экономической устойчивости и текущей платежеспособности. И тем не менее проблемы у «ВИМ-Авиа» были, что называется, налицо.
В мае этого года Росавиация решила публиковать списки задержанных рейсов на ежедневной основе. «ВИМ-Авиа» эти списки практически не покидала. И, несмотря на прекрасную отчетность девятимесячной давности, коллапс с «ВИМ-Авиа» случился в одночасье, как будто этого ничто не предвещало. Почему такого не произошло с обанкротившейся «Трансаэро» и почему случилось с «ВИМ-Авиа»? В первом случае разработали целый план по спасению пассажиров, а во втором ситуацию под контроль никто не взял, говорит гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:
Борис Рыбак гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» «Аэрофлот» тогда совершил некий подвиг, и по сей день, между прочим, все говорят, что это была одна из самых удачных операций, которую они вообще когда-либо производили: они по 24 часа сидели, планировали, причем планировали ее почти три месяца. Здесь вдруг в одночасье прекратилось движение, и, как следствие, люди оказались в этом ужасном положении. То есть если продолжали бы заправлять, если бы параллельно договорились с кем-то из авиакомпаний, что они будут вывозить пассажиров, то есть не допустить скопления невывезенных пассажиров из-за отсутствия вот этого оперейшн».
В Минтрансе собрали оперативный штаб по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в Госдуме — комиссию. По данным РБК, правительство предписало «Аэрофлоту» выделить 1,8 млрд рублей для финансирования «ВИМ-Авиа». Само правительство выделило 98 млн рублей из резервного фонда кабинета министров для возвращения людей.
Все это, конечно, хорошо, но поздно. Наверное, надо было применять какие-то меры раньше. Может быть, чаще запрашивать отчетность у авиакомпании, может, не перекрывать ей так резко керосин. Все-таки 30 тысяч туристов, уже четверо суток ожидающих вылета домой, — это беспрецедентная ситуация в истории гражданской авиации.
Роспотребнадзор возбудит административное дело в отношении туроператора TUI после многочисленных жалоб на бездействие в связи с отменой рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Как сообщается в пресс-релизе ведомства, специалисты Роспотребнадзора оказывают консультативную помощь в составлении претензий и исковых заявлений.