Обновлено в 17:39

Простые арифметические расчеты не в состоянии сделать 60% учеников начальной школы в развивающихся странах. Многие выпускники не могут правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации врача. При этом дети за последние 60 лет стали проводить в школах в три раза больше времени. Об этом говорится в докладе Всемирного банка о потенциале системы образования.

Уровень образования падает не только в развивающихся странах, но и во всем мире. Главная причина — кризис государственной политики в отношении средней школы, уверен член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий:

Всеволод Луховицкий член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» «Под предлогом того, что школа работает некачественно, одинаково увеличивается нагрузка, ведутся попытки вообще перевести учителей на краткосрочные контракты, увеличиваются требования к школе, при этом с уменьшением финансирования, что у нас называется «новой системой оплаты труда». То, что с этим связано и ухудшение уровня образования, для меня очевидно. Преподаватели вузов говорят, что к ним приходят все более слабые ученики, но мы не можем точно сказать, это результат ЕГЭ, результат переполненных классов или результат того, что детям не очень нужно образование, потому что престиж образования падает, или это результат того, что родители вынуждены гораздо больше, чем раньше, работать и уделять меньше внимания детям. Да, ЕГЭ упрощает программу, он навязан сверху, но нет оснований говорить, что все плохо именно из-за ЕГЭ. Во всем мире сейчас вся высшая школа плачет от того, что студенты не могут говорить, не могут связно излагать свои мысли, а привыкли изъясняться исключительно формулами или цитатами из интернета. Это факт, но опять же это некая общая проблема, конечно, она связана глобально с кризисом».

В России 15% одиннадцатиклассников, судя по результатам ЕГЭ, не владеют базовыми знаниями и навыками. Это приводит к дефициту качественной рабочей силы. Однако, как считают эксперты, проблема не в недостатке образованных сотрудников, а в отсутствии работников, способных к обучению. Как России выйти из образовательного кризиса, рассуждает учитель географии московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов:

Леонид Перлов учитель географии московского лицея «Вторая школа» «Первым шагом могло бы стать изменение закона «Об образовании» в главной и принципиальной вещи. Сегодняшний закон всю систему образования низвел до положения отрасли сферы услуг. Что школа, что парикмахерский салон — все теперь одно и то же. В сфере услуг клиент всегда прав, учитель — обслуживающий персонал, да еще и низкооплачиваемый обслуживающий персонал, что бы там ни говорили про средние цифры. Вот этот пункт закона изменить и с этого момента лет на пять запретить какие бы то ни было реформы в области образования. И потратить это время на то, чтобы разобраться в том, что «наколбасили» за 20 лет. Тщательный анализ по специально разработанным критериям, объективная оценка и выводы. У нас же каждая реформа объявляется успешной еще на стадии эксперимента: что с ЕГЭ было дело, что с объединением школ, что с новой системой оплаты труда в школах. Но вряд ли на это пойдут. Признаваться в ошибках — непопулярное у нас занятие. Вместо того чтобы совершенствовать свою методику, думать над всем педагогическим процессом в целом, учитель озабочен только одним — он вынужден каждый свой чих фиксировать, оценивать в баллах, иначе стимулирующая часть зарплаты будет никакой, да еще при этом быть в очень хороших отношениях с администрацией, которая эти стимулирующие начисляет».

Глава Минобрнауки Ольга Васильева 27 сентября на правительственном часе в Госдуме сказала, что в классах должны учиться 12-14 человек. Кроме того, скоро по каждому предмету будет не больше двух-трех учебников. Также министр выступила за качественное изучение только одного иностранного языка в школах.