Губернаторские «чистки»: сначала назначить, потом выбрать. Комментарий Георгия Бовта
После увольнения Меркушкина СМИ анонсируют и другие кадровые перестановки, в том числе на Северном Кавказе. Похоже, федеральный центр перестраховывается, исходя из того, что народ и партии еще не готовы полностью отказаться от направляющей роли Москвы
Читать на полной версииВладимир Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина, назначив вместо него временно исполняющим обязанности Дмитрия Азарова. СМИ прогнозируют еще целый ряд губернаторских отставок в самое ближайшее время, называя около десятка претендентов на уход.
Согласно утечкам в прессу, в списке «на выход» около десятка губернаторов, в частности, главы Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа. С чем связаны эти перестановки и каковы критерии при увольнении? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
«Пакетное» обновление губернаторского корпуса стало в последнее время традиционным, а если нынешние слухи о планируемых перестановках подтвердятся, то они станут самым массовым губернаторским обновлением со времен президентства Дмитрия Медведева. Временно исполняющие обязанности глав регионов, если их назначат сейчас, пойдут на выборы одновременно с президентскими в марте 2018 года, и нельзя не заметить прямую связь губернаторских «чисток» с предстоящей президентской кампанией.
Кремлю не нужно, чтобы те или иные накапливающиеся проблемы региона сказались на результате голосования за президента. Кстати, практически всегда назначенцы президента в таких случаях выигрывают свои первые выборы очень уверенно. В недавний прошедший Единый день голосования ни один из шедших на выборы 16 губернаторов, получивших незадолго до этого одобрительную санкцию от Владимира Путина, не встретил никакой серьезной конкуренции.
В начале текущего года кремлевская администрация разработала новые критерии оценки эффективности работы губернаторов. Среди основных — социально-экономическое развитие региона, степень конфликтности отношений губернатора с местными элитами, уровень популярности среди населения, а также признаки возможной коррупции. Играют роль такие частные показатели, как средняя зарплата по региону, соотношение расходов и доходов населения, уровень промпроизводства, приток инвестиций и так далее. Ранее официальные критерии развития региона были выработаны Министерством регионального развития. Однако их было более 300, что сильно затрудняло принятие решения на их основе. Теперь процесс решили оптимизировать.
Еще было обещано отказаться от внешней оценки губернаторов при помощи публичных рейтингов, которые выпускают периодически ряд политологических структур. Свершился ли такой отказ на самом деле, сказать трудно. Как трудно со стороны судить, насколько своевременной и действительно назревшей является отставка того или иного губернатора и насколько она соотносится с тем, как его фигура воспринимается в обществе. Проще говоря, популярен ли он, а если популярен, то почему его отставляют.
Целый ряд губернаторов, которым сулят скорый уход, имеют относительно неплохие уровни поддержки среди регионального электората. Они легко бы выиграли, скорее всего, ближайшие свои выборы — если бы им позволили на них пойти. Однако при принятии решения о ротации такого губернатора в Кремле может на первый план выступить такой фактор, как конфликтные отношения с местными элитами. Федеральному центру сейчас лишние конфликты не нужны — нужна стабильность. Наличие же конфликтов вполне объяснимо, поскольку много назначенцев среди глав регионов являются по отношению к этим самым местным элитам «варягами». Их политический рост состоялся по большей части вне пределов данного региона.
Последний случай, когда действующий губернатор проиграл выборы, был в Иркутской области в 2015 году. Такого сценария Москва явно предпочитает избегать, играя на опережение, не доводя дело до того, чтобы раздраженное население региона пошло на такую редкую в нашей стране акцию, как голосование против действующей власти. Считается, что более эффективно ротировать губернаторов, не отдаваясь на волю электоральной стихии, а целенаправленно и планомерно заменяя слабые звенья в единой цепи власти, ориентируясь при этом на более сложный набор критериев оценки, нежели берет в голову рядовой избиратель.
Таким образом, можно сказать, что восстановленные летом 2012 года прямые выборы глав регионов работают при мощной страховке и, что еще важнее, перестраховке федерального центра. Он, в свою очередь, исходит из того, что народ, а также политические партии и общественные организации на местах еще не вполне дозрели до того, чтобы полностью отказаться от руководящей и направляющей роли Москвы при формировании региональных элит.