Обновлено в 21:56

Ангела Меркель после парламентских выборов предложила всем, кроме «Альтернативы для Германии», поговорить о коалиции. СДПГ уже отказалась, предпочтя возглавить оппозицию.

«Германия больше не имеет иммунитета от болезней, которыми заражена остальная Европа», — такими словами прокомментировал итоги выборов в бундестаг председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По его мнению, теперь это обычная, нормальная европейская страна:

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «До вчерашнего дня было представление, что Германия в силу своих исторических особенностей и политических характеристик отличается от общего тренда, там не будет ксенофобских, откровенно антиевропейских партий на ведущих ролях. Там всегда более или менее понятно, как устроена политическая система и как формируется правительство, там достаточно целостное общество и так далее. И Германия до вчерашнего дня оставалась чуть ли не единственной страной ЕС, где вот это все имело место или, по крайней мере, об этом думали. Выборы показали, что Германия находится под воздействием абсолютно тех же тенденций, что и все остальные. Впервые в новейшей истории единой Германии в парламенте представлена крайне правая, антимигрантская, антиевропейская партия, что норма для Европы давно уже, лет десять, если не больше, но для Германии это первый раз. Партийная система Германии в таком же кризисном состоянии, что и в других странах, хотя кризис выражается немножко в смазанном виде. Германские избиратели растеряны, потому что они, с одной стороны, хотят сохранения статус-кво, боятся искать от добра добро, а, с другой стороны, они ощущают, что перемены необходимы, но не очень понимают, на кого менять. Ну и, естественно, для Меркель сложный очень период начинается — начинается формирование правительства. Партийная коалиция — это уникальная вещь для федеральной политики в Германии, очень сложно. Неизвестно, удастся ли, а если удастся, сколь она будет долговечной. Ну и я бы сказал, что это довольно существенное изменение для Европы, потому что все рассчитывали, что после этих выборов Германия во главе с Меркель получит мандат на решительные и достаточные действия по трансформации ЕС, который явно нуждается в такой трансформации. Но мандат этот получился довольно невнятный, и Германия гораздо больше, чем думали и чем многим бы хотелось, будет погружена в свои внутренние дела, что, наверное, будет отнимать энергию от всего остального, включая и эти вот необходимые реформы ЕС. В общем, выборы показали, что иммунитета у Германии — самой сильной, самой преуспевающей страны Европы — от всех недугов, которыми страдает Европа в целом, не осталось».

Правящий альянс ХДС/ХСС набрал 33% голосов. На втором месте социал-демократы — 20,5%, на третье место сенсационно вышла правая «Альтернатива для Германии». Она впервые будет представлена в парламенте — партия набрала 12,6% голосов.

При этом всего через день после триумфального попадания партии в бундестаг лидер «Альтернативы для Германии» внезапно вышла из фракции собственной партии. Фрауке Петри отказалась состоять в парламентской группе «Альтернативы для Германии». Deutsche Welle пишет о конфликте между умеренным и радикальным крылом крайне правой партии. Предполагается, что ХДС/ХСС, «зеленые» и свободные демократы составят правящую коалицию «Ямайка» из-за сходства цветовой гаммы этих трех партий (черный, желтый и зеленый) с цветами флага Ямайки. Причем партия «зеленых» выступает против строительства «Северного потока-2».

Александр Рар журналист, политолог «У «Альтернативы для Германии» есть только один вопрос, который они постоянно педалируют. Если бы этого аспекта не было в немецкой политике, то этой партии бы не существовало вообще. А этот вопрос, конечно, очень важный — это вопрос беженцев, которые являются самым большим кризисом в немецкой внутренней политике сегодня. И, действительно, очень много немцев — миллионы — отвергают политику открытых дверей госпожи Меркель. Они никогда не простят госпожу Меркель за то, что она тогда пустила два миллиона беженцев из арабских стран через границу Германии. Многие немцы чувствуют себя абсолютно неуютно, и в этой связи такие диаспоры, как российская, которая сама приобрела недавно гражданство в Германии, эти люди, конечно, очень боятся того, что они, которые вот-вот ассимилируются в ФРГ, а сейчас их будут где-то отодвигать беженцы-арабы. Поэтому эта прослойка русскоязычной диаспоры голосовала действительно за «Альтернативу для Германии». Но после ухода социал-демократов из правительства я, к сожалению, становлюсь все больше и больше пессимистом, потому что та партия, которая теперь войдет в правительство — партия «зеленых», является самым заядлым противником сближения с Россией. Партия «зеленых» во многом больше, чем другие партии, влияет здесь на национальные СМИ. Их точка зрения, очень критическая в отношении России, здесь доминирует. Если представитель партии «зеленых», как это сейчас выглядит абсолютно реально, станет министром иностранных дел, то никакого улучшения в отношениях с Россией я не вижу. Скорее, здесь есть опасность, что немецкая внешняя политика перейдет даже на позиции, которые сегодня высказывают в Польше или в прибалтийских государствах. Я боюсь, что такой вариант, к сожалению, абсолютно реальный».

Ранее Ангела Меркель заявила об осторожном оптимизме, но обещала разобраться в причинах сокращения числа кресел христианских демократов. По словам Меркель, она прислушается к страхам и опасениям консервативной части общества.