Меркель потеснила всех, интрига — кто будет третьим
В воскресенье, 24 сентября, в Германии пройдут выборы. Последние опросы показали, что две лидирующие партии немного потеряли позиции, хотя предварительные 37% у ХДС все же обеспечат Меркель пост бундесканцлера. Главная интрига — кто займет третье место и какой будет коалиция
Читать на полной версииПредвыборную компанию 2017 года немецкая пресса окрестила крайне скучной и безэмоциональной. Так ярко ворвавшийся на политическую сцену Мартин Шульц сдулся уже через пару месяцев борьбы. Последняя телевизионная дуэль между ним и бундесканцлером вообще напоминала дружескую встречу. Никаких нападок и неудобных вопросов, ведь все решения — будь то прием беженцев или санкции — ХДС и социал-демократы последние четыре года принимали вместе.
Отыграть голоса на таком поле почти невозможно. В итоге на финишной прямой у социал-демократов даже меньше, чем на предыдущих выборах — чуть больше 20%. Комментарий независимого журналиста и издателя Томаса Фасбендера:
Томас Фасбендер издатель, независимый журналист «Я видел уже несколько предвыборных кампаний, но такую скучную, такую безальтернативную не помню ни одну. Шульц упустил один шанс: он смог бы отодвинуть от политкорректности, например отношением к России. Все знают, что среди немецкого населения высокая готовность к такому обновлению. Всем надоел конфликт с Россией. Те же беженцы. У населения есть большие заботы по поводу того, что слишком много иностранцев. Но эту тему не трогает ни Шульц, ни Меркель. Политики понимают: если они поднимут эти темы, то выпустят джинна из бутылки, и все сможет эскалировать до такого уровня, что не будет контролироваться. Поэтому такая позиция не существует. Как маленькие дети, которые закрывают глаза и думают, что их не видят. У Меркель есть только одна тема, благодаря которой она выиграет выборы: она сидит во власти 12 лет. Люди знают, что она из себя представляет».
Не поехал Шульц и в Москву. О возможной встрече лидера социал-демократов и Владимира Путина в немецкой прессе написали в марте, но и тут Меркель перехватила инициативу, объявив о встрече с президентом России в Сочи — в рамках турне перед G20.
Герхард Маготт профессор кафедры политологии Университета Инсбрука «В западных странах широко обсуждается то, что Россия вмешивается в выборы в различных формах. И если бы Шульц специально отдельно встретился с Путиным, то в консервативной прессе это было бы интерпретировано таким образом: Россия попробует вмешаться в борьбу. Здесь именно так писали уже о встрече Марин Ле Пен и Владимира Путина перед выборами во Франции, и поэтому СДПГ решила отказаться от встречи. Это вообще очень обсуждаемая тема, и все тут ждали, что Россия может повлиять на исход, но на данный момент нет никаких доказательств, что она делала хоть какие-то попытки, а даже наоборот старается держаться в стороне от выборов. Потому что если бы вмешательство случилось, то, скорее всего, оно было бы нацелено против ХДС, и в итоге это бы только ухудшило отношения России и Германии».
Однако не падение социал-демократов и даже не низкие показатели ХДС по-настоящему волнуют Берлин. Третье место партии «Альтернатива для Германии» — вот настоящий удар по немецкому истеблишменту. Правопопулистская, как ее называют в Германии, и самая молодая среди всех, она буквально ворвалась в предвыборную гонку. По опросам, за нее собираются проголосовать 11%. Для сравнения: показатель свободных демократов — 8%, партии левых — 9%, «зеленых» — чуть больше 6%.
Сергей Лагодинский директор отдела европейского союза США Фонда Генриха Белля в Берлине «Меркель настолько размыла границы того, что такое консерватизм, что всем партиям тяжело найти свой профиль. «Зеленым» тоже сложно. Она почти «озеленила» консерваторов. Энергополитика, отказ от атомных станций — это были темы «зеленых». Плюс перед выборами она убрала последний камень преткновения и легализовала однополые браки, чтобы не мусолить, кому это там дает какие доппункты. Такие постоянные ее вторжения на территории, не принадлежащие консерватизму, приводят к тому, что все остальные партии блекнут. Меркель завоевывает симпатии даже прогрессивных выборщиков, а всем остальным остается все меньше места, чтобы показать свой профиль. Она вторглась в левую часть, но оставила правый фланг. Представители «Альтернативы для Германии» почувствовали это и устроились в этой нише. Ее электорат — это те консерваторы, которые считают себя преданными ХДС».
По последним опросам, каждый третий немец до сих пор не определился с выбором партии. Это самый большой процент за последние 25 лет, а значит, вариант коалиции может быть самым непредсказуемым. В качестве вариантов говорят о так называемой «Ямайке» — по цветам флага этой страны. Туда входят союз черных ХДС-ХСС, желтых «свободных демократов» и «зеленых». Или просто черно-желтую. Но в кулуарах утверждают, что коалиции их трех партий не хочет Меркель — ей сложно управлять — а процентов только одной партии может просто не хватить. Тогда остается нынешний вариант — коалиция ХДС и СДПГ. Но в прессе часто пишут, что социал-демократы не хотят союза с Меркель, так как за время общего правления только растеряли весь свой электорат.