Специальный прокурор Роберт Мюллер, ведущий расследование дела о так называемом вмешательстве русских в американские выборы и о возможном сговоре команды Дональда Трампа с Москвой, запросил рабочие документы из Белого дома. Что это значит в контексте ведущегося расследования?

Американская пресса, казалось, в последнее время несколько охладела к теме «русского вмешательства в выборы». Новой информации, которая могла бы претендовать на сенсацию, не появилось, а современный потребитель новостей быстро утрачивает интерес к теме, если ее постоянно не подогревать. К тому же на какое-то время на первое место в новостях вышла Северная Корея. Разве что одно из второсортных изданий в последние дни что-то там якобы «накопало» о том, как, дескать, эти коварные русские использовали Facebook для организации нужных им событий в рамках президентской избирательной кампании. Но это не потянуло на сенсацию, тем более что ранее Марк Цукерберг, встав на стражу репутации своей корпорации, уже опровергал «чрезмерные манипуляции» со стороны России.

Тем временем спецпрокурор Роберт Мюллер, назначенный для проведения расследования на тему, а не было ли сговора Трампа с Москвой, без лишней шумихи продолжает планомерно копать под действующего президента. Можно сказать, что расследование входит в новый этап. Документальный. А также дачи показаний. Мюллер намерен запросить у Белого дома целый ряд документов. О назначении Майкла Флинна советником по нацбезопасности, на каковом посту тот прослужил несколько недель и со скандалом был уволен за неподобающий контакт с российским послом Сергеем Кисляком. Также будут запрошены документы о переговорах Трампа с Сергеем Лавровым. А еще — все, что касается встречи в июне 2016 года старшего сына Трампа с российским юристом Натальей Весельницкой для якобы передачи команде миллиардера компромата на Хиллари Клинтон.

Всего запрос коснется 13 эпизодов. Команда Мюллера также собирается устроить допросы нынешних и бывших сотрудников предвыборной кампании и администрации Трампа, включая бывшего пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера и экс-главу аппарата Рейнса Прибуса. Оба могут оказаться ценными свидетелями, поскольку ушли из администрации не совсем по-хорошему. Говорят, сейчас сотрудники Белого дома столь обеспокоены расследованием, что боятся откровенничать друг с другом, опасаясь, что у собеседника может быть скрытый микрофон.

Потреплют нервы и бывшему до осени прошлого года руководителем предвыборного штаба Трампа Полу Манафорту. Под него будут масштабные «раскопки» на предмет его бизнес-связей с Россией. Вытрясут все до последнего чека и счета. Расследователи, в частности, заинтересовались контактами Манафорта с российским алюминиевым магнатом Олегом Дерипаской, который ранее уже отрицал всяческое свое вмешательство в выборы в США и выражал готовность даже дать показания в конгрессе. Возможно, дойдет еще и до этого, притом что даже вполне обычные бизнес-контакты в обстановке царящей в Вашингтоне истерии на тему «русского вмешательства» могут быть истолкованы совершенно извращенным образом.

Американская бюрократия любит собирать всевозможные файлы и досье. Почти все протоколируется, на все найдутся меморандумы, записки и годами хранящаяся электронная переписка. Теперь все это может быть использовано против Трампа. «Уотергейт» в свое время раскручивали чуть ли не два года. В данном случае временной горизонт может быть не меньше. И, судя по уверенности многих расследователей, что они наверняка что-то накопают, это дело просто так не закончится. Не обязательно это выльется в процедуру импичмента самого президента, но кто-то из его команды может отправиться с тюрьму. И это будет едва ли не самый безобидный вариант для Дональда Трампа.