Резо Гигинеишвили снял свой лучший фильм про «золотую молодежь»
«Заложники» называют самой ожидаемой кинопремьерой осени. Критики считают, что фильм стал бы достойным претендентом на «Оскар»
Читать на полной версииВ прокат выходит одна из самых ожидаемых картин осени — российская премьера фильма «Заложники» Резо Гигинеишвили.
Экранизация событий 1983 года, когда грузинская «золотая молодежь» попыталась угнать самолет, чтобы сбежать из Советского Союза. Критики называли кино достойным претендентом на «Оскар», но выдвигать картину не стали. Почему?
Пока это самый зрелый фильм в карьере 34-летнего режиссера. От Гигинеишвили такого никто не ждал. Зять Михалкова, что он снял еще? «Жару» с Тимати! И вот первый показ: на кинофестивале в Берлине прошлой зимой. Злые языки говорили: протекция Никиты Сергеевича, мол, это он устроил фильм в параллельную программу. Уже через 20 минут просмотра понятно, что в этом не было вообще никакой необходимости. Потому что и исходный материал, и работа Резо впечатляют, говорит кинообозреватель «Тайм-аут» Егор Беликов.
Егор Беликов кинокритик «Это был его авторский фильм. Он вложил туда кучу своих денег. Заложил дом, как он рассказывал. Это очевидный проект, по которому у него болела душа, что явно заметно, поскольку он едва ли не впервые отстраняется от этой своей легкой грузинской интонации, которую старался поддерживать везде. Представляет из себя независимого наблюдателя событий. Он не оценивает действия своих героев, он просто пытается проследить их логику решений, которые в итоге привели к крайне печальному исходу. Впечатляющее авторское высказывание о том, что есть такое понятие заложничества».
Сценарий писали семь лет. Если смонтировать все иначе, возможно, получилось бы еще сильнее. Главное, что удалось передать Гигинеишвили — это даже не декорация, тщательно воспроизводящая интерьеры 1983-го, а эмоция. Особенно в центральных сценах, связанных с самолетом, хотя их здесь не так уж и много. Это же не про захват, это, если угодно, античная трагедия. А еще это о том, как и почему распалась огромная страна, говорит режиссер.
Резо Гигинеишвили кинорежиссер «Я пытался рассказать про отношения внутри грузинских семей, отношения детей и родителей, попытку осознания свободы. О том, какая личная ответственность человека за те или иные решения. К сожалению, в этой трагедии персонажи все очень сложные, нашей задачей не является навешивание ярлыков, мы пытались через судьбы этих людей анализировать то время. Мы очень деликатно подходили к теме, интервьюировали большое количество людей, которые были связаны с этой историей».
Интересно, что грузинский оскаровский комитет выдвинул от страны другую картину: выбрали фильм под названием «Страшная мать», хотя «Заложники» казались очевидным решением. Стройный баланс между мейнстрим-драмой и авторским кино с фестивальным бэкграундом давал Грузии неплохие шансы на попадание в номинацию. Выдвигаться от России у Гигинеишвили шансов, пожалуй, нет: там два разных, но очевидных фаворита — «Матильда» и «Нелюбовь».