Поэты нашего времени. Зачем «окультуривают» баттл-рэп?
Рэперы добрались до телеканала «Культура». Гостями Михаила Швыдкого стали Гнойный и Замай. Чем примечательна беседа видных деятелей искусства о баттл-рэпе?
Читать на полной версииРэп-баттлы добрались до «Культуры». Михаил Швыдкой пригласил в свое ток-шоу «Агора» рэпера Гнойного. В течение часа в прямом эфире бывший министр культуры, поэт, промоутер, литературовед и депутат рассказывали рэперам, почему то, что они делают, это хорошо. Рэперы особо не спорили.
«На самом деле рэп-баттлы имеют давнюю историю. Если вы откроете комедию Аристофана «Лягушки», то вы увидите первый такой поединок между Еврипидом и Эсхилом», — начал свою программу Михаил Швыдкой. Далее до конца эфира поэт Дмитрий Воденников, продюсер Александр Кушнир, литературовед Игорь Волгин и депутат Сергей Шаргунов убеждали Гнойного и его друга Замая в том, что и матерятся они красиво, и культуру в массы нести могут и даже должны.
Гнойный почти все время просидел, внимательно слушая, насколько он хорош. Замай, видимо, зная, что это прямой эфир и его не вырежут, иногда пытался что-то комментировать. Эксперты, разумеется, вспомнили Маяковского и Вознесенского, говорили об отношении русского человека к слову, прозвучало даже словосочетание «литературоцентричность страны».
Рэперы же хоть и скромно, но пытались настаивать, что все это просто «по фану», что им нравится с юмором унижать оппонента и они не знают, что будет дальше, да и не хотят знать, и уж точно не желают объяснять молодежи, что такое хорошо, а что такое плохо. А этого от них наверняка скоро потребуют.
Если приглашение Гнойного на канал «Культура» можно объяснить искренним интересом Михаила Швыдкого к этому удивительному явлению или хотя бы стремлением канала к росту рейтинга, то довольно масштабные и абсолютно комплиментарные сюжеты о баттлах, выходившие ранее на Первом и на «России 24», объясняются еще проще, говорит независимый политолог Михаил Захаров.
Михаил Захаров независимый политолог «Понятно, что каждый второй политконсультант рекомендует своим заказчикам присмотреться повнимательнее к видеоблогерам. Как мы помним, Сашу Спилберг даже показывали депутатам на специально собранном совещании. Да, каким-то образом до наших политиков доходит, что есть такие молодые люди и с ними нужно тоже что-то делать, причем что делать, никто не понимает, и это вызывает некоторую тревогу. Дальше молодежь не придет в очередной раз на выборы. Она вообще не ходит на выборы. Если она не придет, то, в принципе, это всех устроит».
Гости программы Швыдкого изо всех сил старались разобраться в том, что же делают баттл-рэперы. Но чем больше уважаемых в искусстве людей сегодня высказываются на эту тему, тем сильнее ощущение: публичные персоны просто боятся сказать, что им все это не по нраву, а проводя аналогии с битвой поэтов в Политехе, комментаторы пытаются убедить в глубине баттл-рэпа в первую очередь себя. Впрочем, во всех этих рассуждениях есть неоспоримый факт: это ново, а чего-то нового хотелось давно. На примере новогодних «Голубых огоньков» на программе у Швыдкого об этом говорил продюсер Александр Кушнир:
«40 лет одни и те же 40 артистов поют одни и те же 40 песен, и когда на этом абсолютно протухшем искусственном фоне появляется какая-то свежая струя, мне это сейчас очень оптимистично напоминает «Парижскую весну» 1968 года: хоть в чем-то, хоть маленькая, да революция».
Однако, скорее всего, ни Оxxxymiron, ни Гнойного ни один из федеральных каналов не рискнет позвать на запись новогодних программ. В итоге революция окажется настолько маленькой, что баттлить будут Филипп Киркоров и Максим Галкин, а баттл будет заключаться в перекидывании оливье.