На блокировку счетов жалуется только один из десяти предпринимателей. Об этом Business FM рассказали на банковском форуме в Сочи, который проводит Ассоциация «Россия». Кроме того, президент — председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов заявил, что банк блокирует треть заявок на открытие счетов. Это продолжение громкого спора по поводу взаимоотношений банков и малого бизнеса.

ЦБ не будет ослаблять надзор, просто он должен быть умным, заявила Эльвира Набиуллина на форуме в Сочи. И, судя по всему, это официальная реакция регулятора на спор по поводу банков и малого бизнеса. Краткое содержание предыдущей серии. Герман Греф назвал малый бизнес фабрикой по отмывке незаконных доходов. И поэтому нет ничего удивительного, что банки блокируют счета предпринимателей, подозревая в них обнальщиков и отмывочников. Борис Титов в довольно жестких выражениях вступился за бизнесменов. А затем слово взял другой госбанкир: президент — председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов. Он на сочинском форуме сообщил, что его банк блокирует треть заявок на открытие счетов от юрлиц, которые выглядят сомнительными. После я поговорил об этом с председателем правления «Альфа-Банка» Андреем Соколовым. Важная деталь: жалуется на блокировку лишь один из десяти.

Андрей Соколов председатель правления «Альфа-Банка»«Если клиент считает, что у него нормальный бизнес, а это, примерно, меньше 10% разблокированных счетов, которые к нам обращаются по поводу того, что мы не правы, мы, конечно, разбираемся. Но если, действительно, здоровый бизнес, платишь налоги, есть люди, это работает, то мы даем рекомендации: что надо сделать для того, чтобы мы разблокировали счета. Вы к нам приходите, начинаете рассказывать, что вы белый и пушистый. Но если ты белый и пушистый, то и по счету веди себя как положено».

В этом споре понять можно все стороны. У банкиров есть закон о противодействии отмыванию средств. И отсекая подозрительные операции, проводят тщательную проверку, они несут издержки и лишаются прибыли. А предприниматели подчас вынуждены работать «втемную», с кэшем. При этом они по большому счету ведут вполне реальный бизнес. Но для банков их дела должны быть кристальными, иначе могут возникнуть большие проблемы с ЦБ. Да, кто-то слишком увлекается, оптимизируя налоги, и это для банка основание, чтобы заблокировать счет, после чего предприниматель попадает в черный список. Но иногда проверки доходят до абсурда, рассказывает руководитель Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин.

Алексей Порошин руководитель Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» «Я как предприниматель иногда высылаю деньги без подписанных договоров, когда нужно осуществить какую-нибудь сделку, мы делаем это по факту. Куда отправляет деньги мой контрагент, я зачастую не знаю. А что сейчас делают ЦБ и налоговая? Они осматривают 10-15 колен и если, не дай Бог, у них по одному рублю из этих колен нет подтверждения, они приходят ко мне и блокируют у меня счет. Мы должны хотя бы немножко думать о среднем и малом бизнесе. Кто вам будет мыть, извините, полы в ваших кабинетах, кто вам будет стирать шторы, кто вам будет привозить еду, если этого малого и среднего бизнеса не будет?»

Есть подозрение, что дальше будет только хуже. ЦБ собрался проводить глобальный стресс-тест финансовой системы, под него попадут все российские банки. В его преддверии, как рассказывают в Сочи, малому бизнесу стало еще сложнее получить кредит. Это и раньше-то было не простым делом, а сейчас отказывают даже проверенным надежным заемщикам. На всякий случай, чтобы не ухудшить кредитный портфель. Но есть, конечно, и свет в оконце. Здесь в кулуарах сочинского форума говорят, что ситуация может улучшиться, когда обналичивать средства станет невыгодно. Сейчас — и об этом публично заявляли в ЦБ — ставки на обнал повышаются, и ныне — это примерно 15% от суммы. А вот когда она дойдет до 18%, то есть сравняется с НДС, предприниматели задумаются и выйдут из тени. Так что теперь слово за обнальщиками. Они — в каком-то смысле надежда российских банков и малого бизнеса? Получается так.