Обновлено 14:52

Режиссер Кирилл Серебренников задержан по делу о мошенничестве. Об этом утром 22 августа объявили в Следственном комитете. Ведомство еще не обращалось в суд с ходатайством об аресте.

Отмечается, что скоро Серебренникову должны предъявить обвинение. По версии следствия, режиссер в 2011–2014 годах организовал хищение «не менее 68 миллионов рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа».

Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов рассказал Business FM, что был в командировке, когда получил звонок из Следственного комитета, и сейчас срочно выезжает в Москву:

Дмитрий Харитонов адвокат «Да, я получил звонок из СК, меня уведомили, что Кирилл Серебренников задержан. Я сейчас нахожусь в командировке во Владимире, но срочно возвращаюсь в Москву. Руководствуюсь только телефонным звонком, больше ничем. Сообщили, что его доставили для проведения следственных действий».

По словам Харитонова, Серебренникова задержали в Петербурге и только потом доставили в Москву. Там он снимал фильм о Викторе Цое. Пару дней назад с ним виделся сценарист фильма Михаил Идов.

Михаил Идов сценарист «Два дня назад мы с моей женой, с которой вместе написали сценарий фильма «Лето», были на съемках в Санкт-Петербурге, и работа шла полным ходом. Кирилл был в прекрасном настроении. Те куски фильма, которые мы видели, выглядели совершенно фантастически, поэтому мы, конечно, в абсолютном шоке по поводу всего происходящего. Фильм снят более чем на три четверти, поэтому я и все люди, которые занимаются этим фильмом, абсолютно горят этим проектом, и я уверен, что он будет доделан. Я даже уверен, что доделан именно Кириллом Серебренниковым».

В начале августа бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева неожиданно дала показания на Серебренникова. Она заявила, что режиссер вместе с бывшим генеральным продюсером «Седьмой студии» Алексеем Малобродским и бывшим гендиректором этой организациии Юрием Итиным создали театральную компанию для «реализации преступного умысла», чтобы похитить выделенные бюджетные средства. Сам Серебренников недавно рассказывал в интервью немецким СМИ, что правоохранительные органы забрали у него загранпаспорт и он не может выехать за границу, хотя должен был ставить оперу в Штутгарте.

Чем это уголовное дело может закончиться для Серебренникова? Вот что думает политолог Георгий Бовт:

— Я так и думал, что к этому идет, когда бухгалтер, которая была арестована, призналась, что Серебренников организовывал все это дело. Довольно традиционная тактика, когда подозреваемого в экономических преступлениях прессуют, подвергая лишению свободы до суда. Ее осуждали, даже и на высшем уровне, политическое руководство. Тем не менее оно продолжается. Там два человека арестованы, коммерческий директор, насколько я помню, и бухгалтер, вот они и дали все нужные показания. Это был, конечно, вопрос чести для следствия, после того шума, который был в связи с известными публичными действиями. Так сказать, добить это дело... и они, я думаю, добьют.

— А все-таки что изменилось по сравнению с апрелем, когда эта история началась? Некий, может, расклад сил.

— Неформальные вещи. Дело в том, что, с одной стороны, Владимиру Владимировичу ходатайствуют деятели искусств, а с другой стороны, есть силовики. И президент не будет откровенно «нагибать» силовиков ради деятелей искусств, как вы понимаете.

— А следствие для Серебренникова сейчас. Все-таки удастся ему из этой истории выйти относительно без потерь?

— Без потерь уже не удастся выйти.

— Хорошо, без серьезных.

— Что вы считаете серьезными потерями? Я думаю, что приговор уже готовится. Вопрос в том, будет ли реальный срок или условный. Вообще, по мошенничеству довольно редко дают условные сроки, а таких масштабов — тем более.

Задержание Серебренникова комментирует режиссер Павел Лунгин:

Павел Лунгин режиссер «Конечно, нонсенс. Мы все ужасны огорчены, убиты и вообще взволнованы. Я думаю, что это расценивается так: машина не дает заднего хода, если они начали уже это расследовать, то они должны доказать, что они были правы всегда, что это закономерно и правильно. Мне кажется, это полное нежелание, невозможность отступить. Мы (с Серебренниковым) знаем друг друга. Я до сих пор с большим уважением относился к его творчеству. И вообще, это человек, совершенно необходимый для московской жизни и для русского искусства сейчас. Я отказываюсь поверить. Хочется думать все-таки, что на этот раз они отступят. Что все-таки следственные органы примут решение освободить его».

При этом информации о том, в чем именно обвиняют Серебренникова и сотрудников «Седьмой студии», так и не прозвучало, считает зампредседателя Союза театральных деятелей России Дмитрий Мозговой.

Дмитрий Мозговой заместитель председателя Союза театральных деятелей России «Честно говоря, я и не думал, что до этого дойдет. Я лично знаю Кирилла Семеновича как большого профессионала и не верю во все эти обвинения, потому что проект «Платформа», который три года существовал, и существовал очень успешно, делал большое количество проектов, был запущен с нуля. Меня настораживает, что до сих пор никто не может определиться с конкретным обвинением ни Малобродскому, ни Итину, ни главному бухгалтеру Масляевой, потому что все суммы, которые, как подразумевает следствие, были неправильно потрачены, каждый раз меняются. Сначала говорили про 200 млн, потом говорили про 2 млн рублей, сейчас про 60 млн рублей. На самом деле, информации, какие конкретно обвинения и в каком размере ущерб, до сих пор нет. Если наблюдать за этой ситуацией со стороны, то проект три года существовал, существовал на «Винзаводе», понятно, что это не самый центр Москвы, существовал с нуля. За эти три года было сделано огромное количество мероприятий — и образовательных — лекций, мастер-классов, и постановки спектаклей, и каких-то лабораторий, и концертов, и так далее. Если, мне кажется, это все каким-то образом «осметить», то эти деньги, которые получал проект «Платформа», они отработали по полной. Даже сделали больше, потому что они вызвали интерес у большого количества людей к современному искусству. Поэтому, честно говоря, очень жаль на это все смотреть. И, конечно же, Кирилл Семенович не так давно получил самую престижную европейскую театральную премию «Новая театральная реальность». Этими людьми надо гордиться в стране и, наоборот, создавать дополнительные условия, благоприятные для творчества. Сейчас, насколько я знаю, в данное время он занимался съемкой фильма про Цоя. Я с большим очень бы интересом следил за этим. По крайне мере, я бы с большим интересом, удовольствием пошел ее смотреть».

По словам режиссера Юрия Быкова, «мы можем потерять художника».

Юрий Быков режиссер «Трудно говорить о том, насколько неправомочны действия властей, потому что сейчас сам факт задержания и выдвижение обвинения или допроса пока не утверждает факт его вины, но это я сейчас говорю витиеватыми, официальными фразами. С другой стороны, я же и не могу как гражданское лицо сказать: вот, это провокация. Что угодно может за этим стоять, но официально пока еще человек не виноват. Я считаю, надо просто призывать власти к тому, чтобы расследование было максимально деликатным, тонким и осторожным. Даже если исход будет чисто формально для Кирилла не трагичным, то трагичным будет его душевное состояние. В этом смысле мы можем просто потерять надолго художника, потому что очень трудно после таких вещей восстанавливаться. Я так понимаю, что он сейчас начал снимать картину. И это было удивлением, потому что даже просто проходить свидетелем по какому-то серьезному делу — это достаточно эмоциональная нагрузка, но он пошел в работу. А сейчас, после того, как его самого задержали, будут допрашивать, не знаю, что дальше с ним будет. Всегда есть разделение на те или иные элиты, на те или иные круги в нашей действительности. Понятное дело, что Кирилл не относится к людям, ну, по крайней мере, открыто поддерживающим власть. Делать выводы мы можем абсолютно кулуарно и, может быть, абсолютно свободно высказываться в каких-то компаниях, но на большую прессу, большую печать сказать, что, обвиняя вот тех людей или тех, что они пытаются загнобить художника, я не буду. Хоть режьте меня. Потому что это за собой влечет очень серьезную ответственность, потому что за слова, которые говорятся вовне, открыто в печати и прессе, все-таки надо отвечать, и отвечать по закону. Поэтому, мне кажется, конечно, определенная негативная обстановка вокруг Кирилла в его отношениях с властями, конечно, существует. А вот подоплека уже конкретная того, в чем его обвиняют, это вопрос уже доказательной базы».

Зачем задерживать режиссера? Рассуждает руководитель комиссии Союза по правам человека по гражданским свободам Николай Сванидзе:

Николай Сванидзе тележурналист, историк «Он ходил аккуратно и ходит на все собеседования в Следственный комитет, на которые его приглашают. И ходил бы. Почему нужно его задерживать, если предъявляются какие-то обвинения? Я уже не говорю о том, что именно этот человек у нас, что, главный коррупционер в стране? Именно режиссер Кирилл Серебренников? Нет у нас откатов, нет у нас заносов, нет у нас бюджетного воровства. Нет этого всего. То есть вот главный коррупционер у нас именно режиссер Кирилл Серебренников, которого нужно с огромным шумом задерживать, лишать его свободы. На мой взгляд, это проявление репрессии. Это мера запугивания, цель которой показать, что у нас нет защищенных людей — будь ты хоть академик, будь ты хоть художник с каким угодно именем, за тобой придут и возьмут, если сочтут нужным. А что там тебе будут инкриминировать — это уже другой вопрос. Найдут что. Очень плохая новость».

Задержание Серебренникова — это избыточная мера, уверен экс-министр культуры, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Михаил Швыдкой спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству «Совершенно очевидно, что это вызовет и определенную негативную реакцию за рубежом. Понятно, что мы самодостаточные и ориентируемся на внутреннюю жизнь, но я повторю: и среди интеллигенции, и не только интеллигенции в России, и в среде театральной интеллигенции за пределами нашей страны это вызовет все негативную реакцию, которая, с моей точки зрения, сейчас уж совсем никому не нужна. Перед законом все равны. Мы помним случай с великим шведским режиссером Ингмаром Бергманом, которого арестовали во время репетиции в театре «Драматен» в Стокгольме. Это было в конце 70-х годов, но тоже не составило славы тогда шведскому театру. Бергман надолго потом уехал в Германию работать. Не сравниваю, так сказать, значение, таланты, гениальности, но такого рода вещи, когда речь идет о художнике, а не о бизнесмене или госчиновнике, требуется очень серьезно оценивать, прежде чем принимать те или иные решения».

Не арестовывать Серебренникова призвал глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. «Арест режиссера — явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей», — отметил экс-министр финансов.

Заместитель худрука «Гоголь-центра» Юлия Калинина будет исполнять обязанности главы театра вместо задержанного Серебренникова. Об этом сообщил глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Дело против Серебренникова возбуждено по статье «мошенничество в особо крупном размере». Она предполагает до десяти лет лишения свободы.