Приволжский окружной военный суд приговорил к году и шести месяцам лишения свободы в колонии строгого режима полковника ГРУ в отставке, лидера запрещенного «Народного ополчения имени Минина и Пожарского» Владимира Квачкова. Он получил известность после того, как его дважды оправдали за покушение на Анатолия Чубайса.

Суд согласился с версией следствия о том, что, отбывая восьмилетний срок за попытку организации вооруженного мятежа, 69-летний заключенный записал экстремистский видеоролик, который впоследствии оказался в интернете. По версии следствия, видео было записано на мобильный телефон в июне 2015 года в мордовской колонии. Другой заключенный переслал его на волю, и так ролик под названием «Квачков в ИК-5 «Мордовия» оказался в сети.

Проведенная в ходе следствия психолого-лингвистическая экспертиза пришла к выводу, что в своем видео Квачков публично призывает неопределенный круг лиц «к совершению насильственного захвата государственной власти в Российской Федерации, то есть к осуществлению террористической деятельности». Отставному полковнику инкриминировали «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ). Его дело передали в военный суд, который рассматривает дела экстремистской направленности.

Самого же Квачкова на время процесса перевели из ИК № 5 в Мордовии в СИЗО в Самаре. В ходе судебного процесса прокуратура отказалась от первоначального обвинения и просила переквалифицировать действия подсудимого на ч. 1 ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»). Суд с этим согласился и назначил Квачкову срок в полтора года.

Срок наказания по последнему приговору будет исчисляться с 18 августа 2017 года. Таким образом, на свободу арестованный в декабре 2010 года Квачков выйдет в феврале 2019-го. Адвокат осужденного Сергей Орлов заявил, что не согласен с приговором и намерен его обжаловать в коллегии по делам военнослужащих Верховного суда России.

Защищавшая ранее Квачкова адвокат Оксана Михалкина считает приговор «чрезвычайно мягким», но все же несправедливым. Она полагает, что экс-полковника должны оправдать. Михалкина была адвокатом Квачкова и ездила к нему в колонию до тех пор, пока ее не допросили в качестве свидетеля по первой, «рабочей» версии следствия. В соответствии с ней именно она вынесла видеозапись с выступлением Владимира Квачкова за стены колонии.

Оксана Михалкина адвокат «Это чрезвычайно загадочная история, поскольку так и не было конкретно установлено, через кого именно эта видеозапись оказалась за стенами колонии. Рабочая версия, которая была на полном серьезе вначале озвучена стороной следствия, заключалась в том, что я, будучи адвокатом Владимира Васильевича Квачкова, вынесла флешку «в естественном полом отверстии» (я очень хотела уточнить, в каком именно) и приняла меры к тому, чтобы видеозапись была выложена в сеть. На самом деле, это абсолютная ложь. Я ничего не выносила и вообще не знала, что что-то там записывалось. Вторая рабочая версия следствия была о том, что эта запись была сделана и размещена в интернете посредством телефона Квачкова. Однако сам телефон, так называемый «фонарик», был изъят, и было установлено, что он не имеет выхода в интернет, это старый аппарат, в которым есть только инфракрасный порт. Я думаю, что самая правдивая версия, которая на самом деле и была, — имела место провокация. Никто, кроме сотрудников колонии либо оперативных сотрудников, а еще вернее, сотрудников ФСБ, этого сделать не мог. Необходимо было иметь доступ к этой записи. У меня ее не было, у других защитников тоже. Я убеждена, что это спланированная провокация против Владимира Васильевича, потому что он должен был скоро выйти, его заключение истекало 23 декабря 2018 года. Нам не дали возможности написать ходатайство об УДО в связи с так называемыми многочисленными нарушениями режима. Критики не выдерживает ни одно. После этого я стала свидетелем по делу. Меня случайно отловили в арбитражном суде, я ответила на три вопроса о том, что ездила к Квачкову на свидание в колонию, ничего оттуда не выносила и о видеозаписи ничего не знаю. Формально меня допросили, после этого я и стала свидетелем, хотя на суд не приезжала».

По мнению Михалкиной, причина появления на свет очередного дела кроется в нежелании власти видеть на свободе в год выборов президента такого «возбудителя спокойствия», как Квачков. Юрист пояснила, почему, на ее взгляд, Квачков должен быть оправдан. По словам защитницы, в ходе процесса суд назначил повторную психолого-лингвистическую экспертизу видеозаписи. Ее проводили в Российском федеральном центре судебных экспертиз при Минюсте, и тамошние специалисты не нашли в словах Квачкова признаков экстремизма.

«То есть, по сути, Квачкова надо было оправдывать, состава преступления в его действиях не было, но приговор все-таки обвинительный. Суд, вероятно, положил в основу своего приговора первое заключение экспертов», — предположила Михалкина.

Это уже третье уголовное дело отставного полковника. Его дважды (в 2008 и 2010 годах) пытались судить в Мособлсуде за покушение на бывшего главу РАО «ЕЭС России», а ныне председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса. Однако каждый раз его оправдывали присяжные. 8 февраля 2013 года Мосгорсуд признал Владимира Квачкова и его соратника — бывшего капитана МВД Александра Киселева — виновными в «покушении на организацию вооруженного мятежа» и в «вовлечении лиц в террористическую деятельность» (ст. 30, ст. 279 УК РФ и ч. 1 ст. 205.1 УК РФ).

Суд согласился с доводами следствия о том, что Квачков и его единомышленники планировали устроить в стране переворот, хотели захватить власть во Владимире, взять под контроль воинские части в городе Ковров и на танках двинуться на захват Москвы. Следователи полагают, что для воплощения в жизнь своего плана Квачков, ставший лидером «Народного ополчения имени Минина и Пожарского», вербовал множество людей из числа отставных военных, а также недовольных властью. Им он поручил набирать бойцов и проводить с ними тренировки на военном полигоне Мякинино. Житель Санкт-Петербурга Александр Киселев приобрел оружие и сформировал группу из десяти человек, которых готовил к участию в мятеже. Он планировался на июль-август 2010 года, но его предотвратили сотрудники ФСБ.

Квачков отрицал вину. Однако по второму делу его судили не присяжные, а тройка профессиональных судей, и они сочли его виновным. В июле 2013 года Верховный суд рассмотрел жалобу осужденных и снизил Квачкову срок до восьми лет заключения.

В октябре 2015 года «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», созданное экс-полковником ГРУ, было внесено в список запрещенных в России террористических организаций. Такое решение в феврале 2015 года принял Мосгорсуд.