«Автотерроризм»: готова ли Москва к обороне?
Террористы все чаще используют автомобили как оружие, въезжая на них в толпу. Какие превентивные меры могут применить спецслужбы и насколько безопасно в столице и крупных городах России?
Читать на полной версииТрагедия в Барселоне, произошедшая 17 августа, — лишь один из многих «автомобильных терактов». Это как басня про мальчика, который кричал «волки!», только наоборот. В столичных и туристических городах Европы уже неоднократно появляются совершенно реальные «волки» за рулем автомобилей, а крики мальчика все продолжают игнорировать.
Как защитить пешеходов, когда любой автомобиль может превратиться в орудие убийства? Комментирует обозреватель Bloomberg Дэвид Твид:
«Это одна из главных проблем, с которыми сталкиваются власти, пытаясь предотвратить подобные теракты. Нет ничего конкретного, что можно было бы сделать, чтобы их предотвратить, если не рассматривать смехотворную идею уступить террористам и прекратить операции против ИГИЛ на Ближнем Востоке. Но есть и вещи, которые можно сделать, чтобы снизить угрозу и смягчить потенциальный урон от подобных атак. Например, на мой взгляд, можно было запросто возвести бетонные барьеры вокруг ключевых туристических достопримечательностей и, соответственно, террористических целей. Я недавно посещал Испанию, там действительно очень мало преград, способных предотвратить доступ автомобилей на пешеходные улицы. Рамбла проходит через самый центр Барселоны, и она забита туристами. Мы видели подобные атаки в Берлине, Ницце, Париже, Лондоне — по всей Европе. Кажется очевидным, что властям следует защищать наиболее уязвимые места скопления людей».
Именно так решили поступить в Ницце после прошлогоднего «автотеракта» на набережной, жертвами которого стали 86 человек. Теперь мэр Ниццы Кристиан Эстрози призвал руководителей крупных европейских городов встретиться в сентябре и обсудить конкретные меры по защите пешеходов. Эстрози похвастался, что теперь пешеходные зоны Ниццы полностью изолированы от дорожного движения. Стоит ли всем последовать этому примеру?
Сергей Гончаров президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» «Если мы поставим во всех столицах мира или в каких-то городах, где встречаются миллионы туристов, бетонные блоки, железные заграждения и колючую проволоку, то надо признать, что террористы поставили нас на колени. Этого делать ни в коем случае нельзя. Жизнь будет продолжаться. А вот спецслужбы должны лучше работать и активнее вести агентурно-оперативную работу, включать все силы и средства, которые они имеют».
Учитывая растущую склонность экстремистов к проведению «автотерактов», жителям крупных городов России следует задуматься и о своей безопасности. Так, согласно изображениям Google Street View, злоумышленнику не составит труда выехать на Старый Арбат — главную пешеходную улицу столицы.
Судя по всему, бетонные блоки там отодвинули для проезда машин и не вернули на место. Такая же ситуация и с Манежной площадью: там пешеходную зону от проезжей части отделяет лишь низкий бордюр. Готовы ли московские и федеральные власти к возможным «автотерактам» и в России?
Владимир Луценко полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом «Я уверен, что наши власти об этом думают постоянно. Только несколько дней назад была обезврежена на дальних подступах очень опасная террористическая группа. И до этого было несколько таких мощных побед. Нельзя же поставить на улицах наших городов противотанковые ежи. Надо найти баланс. Сейчас и у спецслужб, и у правоохранительных органов, наверное, все мысли об этом».
Остается надеяться, что и в Москве, и в других европейских столицах серьезно задумаются над тем, как обезопасить пешеходные зоны, не перегибая при этом палку. Понятно, что все тротуары не перекроешь, но, если бы в начале главной туристической улицы Барселоны стояли бетонные заграждения, жертв могло бы быть куда меньше. Это сейчас популярная мысль в соцсетях.