Тимур Кизяков о «сиротском» скандале: «Никто за такие средства ничего подобного не сделает»
Программа «Пока все дома» закрывается из-за разногласий по якобы завышенному финансированию роликов о детях-сиротах
Читать на полной версииЕще один уход с Первого: канал покидает Тимур Кизяков. Программа «Пока все дома» выходить больше не будет. Формальным поводом для закрытия передачи, которой в этом году исполнилось четверть века, стал скандал с финансированием съемок видеороликов о детях-сиротах. Выяснилось, что деньги выделяли сразу три источника: канал, государство и спонсоры. Кизяков заявил, что уволился сам.
Решение о закрытии программы, по данным РБК, было принято не 15 августа, а за месяц до этого. Якобы на Первом канале давно были недовольны качеством «Пока все дома», хотя таких долгожителей на телевидении нужно еще поискать: программа выходит с 1992 года и за последние четверть века мало изменилась, попытки как-то ее обновить провалились, а единственному нововведению больше десяти лет.
В 2006-м в передаче появилась рубрика «У вас будет ребенок». Говорят, что именно ситуация вокруг нее и стала последней каплей. На телевидении подобные вопросы, как правило, решают тихо, не вынося сор из избы. Так было с Малаховым, и интрига сохраняется до сих пор. Уход Олешко и вовсе прошел практически незамеченным. В случае с Кизяковым дело в прямом смысле в деньгах.
В конце прошлого года компания — производитель программы получила 110 млн рублей от Минобрнауки на производство роликов, так называемых видеопаспортов, о детях-сиротах. Канал за это тоже платил, помогали и спонсоры. По данным «Ведомостей», одна рубрика стоит 100 тысяч рублей. Кизяков мог делать это за меньшие суммы, считает руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский.
Митя Алешковский руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» «Ему ставили в вину то, что он производил эти ролики на коммерческой основе. Говорили, раз ты занимаешься добрым делом, то коммерческой деятельностью заниматься не должен. Это, на мой взгляд, неправильно, потому что все в этом мире имеет коммерческую стоимость, даже производство видеоролика, и люди, которые производили эти видеоролики, конечно, должны получать достойную оплату по рыночным условиям. Нет ничего страшного в том, чтобы благотворительный фонд платил за какую-либо коммерческую задачу. Вопрос в том, платили они оправданную цену или нет. Если эта цена не оправданная, то она и в случае с коммерческой организацией не оправдана».
В то же время известны расценки на работу оператора в Москве — 20 тысяч рублей. А если ехать в регионы, платить за билеты и проживание съемочной группы, а если детей больше, чем предполагал изначальный бюджет?
Первыми на скандал обратили внимание «Комсомольская правда» и «Ведомости», зацепившись за статус фигурантов и суммы. В конце прошлого года на совещании Минобрнауки выяснилось, что ролики о детях-сиротах «Пока все дома» делает на государственные деньги. Само по себе это не проблема, но сложность в том, что слово «видеоанкета» оказалось зарегистрированным товарным знаком, и Кизяков якобы даже судился на этот счет с другими благотворителями.
Ну и, конечно, получилось, что продакшн «Пока все дома» получал двойную, если не тройную оплату, что стало поводом для разбирательства внутри Первого канала. Ситуация прояснилась аккурат к началу нового сезона. Ее Business FM прокомментировал сам Тимур Кизяков:
Тимур Кизяков телеведущий «Я привожу простой пример. Вы знаете, сколько стоит могилу выкопать? 40 тысяч! Через Сбербанк, официальная оплата. 40 тысяч. Лопатами два землекопа поработают час, а тут ребенку жизнь спасти, причем не на средства, которые выклянчили у людей, а госфинансирование либо крупных компаний. Это вдруг стало преступлением, и мы должны оправдываться, что-то объяснять. Если исчезнет видеопаспорт, больше такого не будет никогда, потому что никто за такие средства ничего подобного не сделает. Если бы это был доходный промысел, неужели бы другие телеканалы, обладая и штатом, и техникой, не сделали бы что-то подобное у себя? Сбросили бы цену — не 100 тысяч, а 95 — и выиграли бы в этих конкурсах. А почему они не делают? Себестоимость выше. Мы занимаемся этим делом, и 2,5 тысячи устроенных детей из 3 тысяч отснятых — это результат. Если б мы сняли 30 тысяч, мы бы устроили 28 тысяч».
«Пока все дома» критикуют в том числе и за то, что там снимают только симпатичных здоровых детей, а семья Кизякова построила дом. Теперь уже бывший ведущий Первого канала уверяет, что строение возвели за год до начала проекта о детях-сиротах и что оправдываться смысла нет — спонсоры перечисляли деньги не на счета передачи, а в органы опеки.
Официальной реакции от Первого канала так и не последовало, но очевидно, что расставание получилось скандальным. Тимур Кизяков прямо говорит, что заявление об уходе написал еще в конце мая, потому что с руководством канала «стало сложно работать». Впрочем, на Первом и после ухода Малахова с Кизяковым осталось достаточно и легендарных проектов, и звездных ведущих.
Кстати, одна из первых версий ухода Малахова с Первого канала связана с тем, что «Пусть говорят» становится более политизированной программой, с чем якобы не согласился ведущий. Это предположение ВВС, по сути, получило подтверждение: первый полноценный выпуск передачи с новым ведущим был посвящен Михаилу Саакашвили.