США обсуждают причины, значение и последствия трагедии в Виргинии, где во время демонстрации националистов погибли три человека. Гибель двух полицейских при падении вертолета не вызвала противоречий в обществе, что не скажешь о третьей жертве беспорядков. 32-летняя женщина скончалась от полученных травм, когда 20-летний нацист и фанат Гитлера протаранил на автомобиле толпу контрпротестующих.

Дискуссия о правых и виноватых в беспорядках в Шарлоттсвилле отошла на второй план. Главная тема — террористический акт сторонника превосходства белой расы, врезавшегося в толпу на своем Dodge Challenger.

Президент Дональд Трамп и ранее избегавший прямых конфликтов с крайне правым крылом политического спектра, решил сделать сдержанное заявление. «Мы самым категорическим образом осуждаем проявление ненависти, фанатизма и насилия со всех сторон», — сказал он.

Тут президент, как говорят в боксе, «открылся». Критики тут же вспомнили, как быстро глава Белого дома бросался осуждать теракты в Лондоне, как добивался названия деятельности джихадистов именно «исламским терроризмом». Причем возмущением либеральных СМИ и демократов не ограничилось, — рассказывает старший обозреватель CNN по делам конгресса Ману Раджу.

«Это был удар в пустые ворота. Президенту ничто не стоило категорически осудить сторонников превосходства белой расы и нацистов. За последние сутки это сделал едва ли не каждый политик в США — и республиканцы делали это один за другим. Особенно сильным было заявление сенатора от Колорадо Кори Гарднера, призвавшего Трампа «назвать зло по имени» и осудить «терроризм белых расистов». Конгрессмен представляет руководство республиканского большинства в верхней палате, ранее он весьма осторожно критиковал главу Белого дома, да и к тому же он избрался в колеблющемся штате, ключевом для контроля за сенатом. Все это ставит еще более масштабный вопрос: почему Трамп, традиционно категоричный в заявлениях по Северной Корее, по своему конфликту с главой республиканцев в Сенате, по другим вопросам; почему он, когда доходит до идей о превосходстве белой расы и, кстати, конфликтов с Россией, обходит острые углы и не выступает с прямым осуждением? Этот вопрос беспокоит и демократов, и республиканцев».

Пытаясь минимизировать политический урон от скандала, жесткие заявления с осуждением сторонников превосходства белой расы сделали вице-президент Майк Пенс и дочь главы государства Иванка. Резко критическую редакционную статью опубликовал даже New York Post приятеля Трампа Руперта Мердока. Вот как событие осветил ведущий воскресного шоу на FoxNews Стив Хилтон:

«Мы освещали ужасный теракт, когда исламский террорист въехал на машине в толпу невинных людей на Лондонском мосту. События в Шарлоттсвилле — то же самое. Следует корректно называть подобные трагедии: терроризм сторонников превосходства белой расы. Когда мы видим нападение исламистов, важно понимать, что они не представляют ислам. А сегодня важно заявить, что белые нацисты не представляют популистское движение. Обращаясь к своим друзьям слева: желание регулировать миграцию — это не расизм, а попытка помочь американскому рабочему классу. Обращаясь к своим друзьям справа: расизм — реальность. Это не выдумка чернокожих активистов. Он ежедневно вредит миллионам наших сограждан. Обращаясь к людям, шатающимся по Шарлоттсвиллю с флагами гитлеровской партии: вы не нужны нам в популистском движении, вы не нужны нам в нашем обществе, да и вообще: вы не нужны нам в нашей стране».

В понедельник, 14 августа, то есть уже вечером или ночью по Москве, Трамп обещал провести пресс-конференцию. Пойдет ли президент США на попятную, не ясно.

С одной стороны, при рейтингах, близких к антирекордам, Трамп не может себе позволить подогревать скандал — может быть, лучше отступить. С другой, те 38%, кто до сих пор поддерживают президента, делают это во многом именно из-за его правых позиций — и, возможно, Трампу лучше не ссориться с лидерами американской националистической мысли.