Влететь в копеечку: как из-за мизерного долга можно лишиться крупной прибыли
Недоимка всего в несколько копеек может создать большие проблемы. Налоговая блокирует такие счета, причем, по утверждению бизнесменов, эти действия носят массовый характер
Читать на полной версииКопейка бизнес не бережет. Сибирский предприниматель Михаил Гутман рассказал, как налоговая заблокировала ему счет за долг в одну сотую рубля. Позже выяснилось, что такие случаи происходят массово в разных регионах. Налоговая это опровергла, но у бизнеса свои сведения. Как из-за недоимки в одну копейку можно лишиться прибыли и контрактов?
«Вот работаешь ты 15 лет, платишь налоги… и тут — бац! Вычислили тебя». Бизнесмен из Томска Михаил Гутман рассказал о полной блокировке своего счета. А причина — долг налоговикам в ноль, запятая, ноль один рубля, то есть в копейку. Как образовалась недоимка, бизнесмен так и не понял. Обычно компании стараются чуть переплатить. Возможно, произошло из-за округления, предположил бухгалтер. Хорошо, что в этот день не нужно было проводить срочные платежи, говорит предприниматель.
Михаил Гутман бизнесмен из Томска «Просто повезло. Потому что не было никаких срочных платежей и обязательств. Ну, так получилось, сошлось. В уведомлении сказано об ограничении всех операций. Налоговая после этого давала пояснения, что ограничения были только на одну копейку. Но когда наша бухгалтер звонила в налоговую, ей давали пояснение о том, что есть какое-то распоряжение с предпринимателями более жестко работать, воспитывать их, чтобы платили больше и вовремя, и долгов не копили».
Рассказ предпринимателя перепостил бизнес-омбудсмен Борис Титов. А затем налоговая официально сообщила ТАСС: ФНС блокирует только сумму недоимки, остальными деньгами можно пользоваться, как и велит Налоговый кодекс, возможно, ошибка. Титов пишет, что практика массовая. Но при полной блокировке, что при аресте копейки, проблем может быть много. Банк, узнав о недоимке, закрывает кредитную линию. Текущая деятельность встает. Просрочки, неустойки от контрагентов. Бизнесмен не сможет получить справку об отсутствии задолженности по налогам. Без нее не допустят к тендеру — упущенная прибыль. Такое из-за 23 копеек чуть не случилось с главой Североосетинского отделения «Деловой России» Романом Абиевым. А вот примеры из жизни его коллег, тоже участвовавших в тендерах.
Роман Абиев глава Североосетинского отделения «Деловой России» «Очень часто бывали случаи, когда в деле есть справка об отсутствии задолженности, но пока состоится, допустим, рассмотрение этих заявок, получается, что у него всплыло, рубль пятьдесят, к примеру, откуда-то. И, несмотря на то, что на момент получения справки не было задолженности у самого заявителя, получалось, что его из этого конкурса убирали, потому что у него была формальная причина — эта задолженность копеечная».
«Мы случайно немного пропустили платеж по транспортному налогу, — анонимно рассказывает другой бизнесмен. — Пока шли деньги, образовалась пеня в 60 копеек. Счет арестовали». Рассказывают о случаях, когда из-за трех копеек в дело вступали судебные приставы. Возможно, виноваты во всем этом современные технологии. Одна машина в ФНС высчитывает, направляет сведения в банк, а его машина блокирует счета.
Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor «Возможно это связано с, мягко говоря, некорректной настройкой внутренних процедур. Наличие продвинутых технологий в том, что масштаб бедствия при таких ошибках огромен, то есть машина быстрее человека в любом случае работает. Если бы это конкретные инспекторы делали, они, может быть, вряд ли ради одной копейки занимались такой ерундой».
Неизвестно, сколько из-за этого тратится на администрирование недоимок, но явно не взысканные копейки. Вариант решения проблемы — установить порог, при котором блокируется счет. Аналогия с физлицами, если долг человека меньше десяти тысяч рублей, ему можно выезжать за границу. А с октября сумма увеличится до 30 тысяч. Деловое сообщество предлагает порог в 5% от налога. Резонно ожидать, что инициатива встретит противодействие. В стране огромная недоимка. Всего на начало года — почти 620 миллиардов рублей. Но главные уклонисты оперируют миллионами, и это не те, кто влетают в копеечки.