Генбанк — это продолжение войны ЦБ, «Югры» и Генпрокуратуры?
Банк работал в Крыму на особых условиях. Возможно, стал принимать на себя чрезмерные риски. В результате Центробанк счел его деятельность непрозрачной
Читать на полной версииФинансовая устойчивость крымских банков не вызывает опасений. Об этом в четверг вечером РИА Новости сообщили в пресс-службе ЦБ. Ранее в тот же день регулятор ввел временную администрацию в Генбанк, опорный банк правительства Крыма и один из крупнейших в республике. Он пришел в 2014-м, после присоединения полуострова. Что известно о Генбанке? И с чем могут быть связаны действия регулятора?
Еще несколько лет назад о Генбанке особо никто ничего не знал. Но в 2014 году он пришел в Крым, где из-за санкций отказались работать российские госбанки. На полуострове тогда был вакуум банковского бизнеса. Украинские организации сразу же ушли, российские приходить не торопились. Тем летом мне понадобилось перевести деньги родственнику, отдыхающему в Крыму. Я пошел в Генбанк. Рядовая сотрудница открыто мне заявила: мы не боимся ничего, наш банк поддерживают спецслужбы. Через год после этого Генбанк стал государственным: по 25% акций безвозмездно передали властям Крыма и Севастополя. Ныне это один из главных банков полуострова. Да и в общей системе он занимает не последнее место — рядом с первой сотней, активы больше 30 млрд рублей.
Александр Хандруев бывший зампред ЦБ «Генбанк находился в особых условиях. И, мне представляется, он был в этой связи недостаточно прозрачен даже, возможно, для Центрального банка. Когда банк понимает, что он находится на особом счету, он уверен, что ему помогут и спасут, он себя начинает вести недобросовестно в том смысле, что он принимает на себя чрезмерные риски в надежде на то, что его-то спасут, ему-то помогут».
Еще до крымских событий в Генбанке появился финансист Евгений Двоскин. Как он сам рассказывал Forbes, сначала его знакомые, которые хотели купить банк, попросили провести аудит. Тогда организацией владели несколько физлиц, в том числи зять Юлии Тимошенко. Двоскину банк так понравился, что он решил там остаться. Провел докапитализацию, вернул старых клиентов. Сам финансист — личность известная. РБК, Bloomberg, «Новая газета», «КоммерсантЪ» писали, что он мог быть связан со схемами по отмыванию средств. В истории фигурировали слова, которые в последнее время часто появляются в российских СМИ: «обналичка», «решальщики», «высокопоставленные покровители». И якобы самого Двоскина охраняла ФСБ. Кстати, с «Коммерсантом» он после публикации успешно судился. О том, что финансист стал совладельцем Генбанка, стало известно только два года назад. Ему принадлежит около 7%. Что могло случиться, что ЦБ занялся таким важным для руководства страны банком?
Возможно, введение временной администрации в Генбанк связано с историей банка «Югра». У его владельцев, семьи Хотиных, как писали деловые СМИ, тоже есть высокие покровители, в том числе экс-глава ФСБ, секретарь Совбеза Николай Патрушев. Вполне может быть, что Генбанк — это продолжение войны, в которой участвуют ЦБ, акционеры «Югры», государственные банкиры, Генпрокуратура. И ход на этот раз сделал регулятор, который ведет игру на своем поле. Была проверка в банке. Выяснилось, что необходимо повысить финансовую устойчивость. Введена временная администрация. Санатор — Собинбанк Юрия Ковальчука. Он под санкциями, так что может спокойно работать в Крыму. Если версия верна, то один вывод можно сделать точно: Центробанк оказался одним из немногих в России, кто способен успешно противодействовать силовикам. Последние обычно не тянут с ответом.