Мэрия Москвы не будет переносить место уже согласованного митинга вкладчиков «Югры». Ранее клиенты рухнувшего банка просили перенести мероприятие в центр. Власти же согласовали только Сокольники.

«Югра» рухнула месяц назад и спровоцировала публикации о проблемах в банковском секторе. В частности, начались разговоры, что лицензии может лишиться еще один крупный банк. Что происходит в российском банковском секторе?

Ситуация и похожа на ту, что была четыре года назад, и не похожа. Тогда ЦБ начал большое оздоровление банковского сектора. Лицензии у кредитных организаций отбирали массово, чуть ли не каждый день. И никто не знал, кого длань регулятора настигнет следующим. На межбанке случился кризис доверия. Никто никому не доверял и не занимал деньги. А это важнейший процесс в жизни системы, без которого здоровый сектор существовать не может. Как можно жить, подозревая в смертных грехах своих соседей? Никакая психика не выдержит. Сейчас, как говорят, тоже занять не получается, и банки идут за средствами в ЦБ, у которого деньги дороже. Но нынешние события связаны с конкретными банками, крупными, у которых, казалось бы, проблем возникнуть не должно.

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Все это очень крупные игроки с большущими активами, с большущими, видимо, проблемами. Конечно же, глядя на эту ситуацию, многие закрывают позиции на эти банки. Не имея возможности общаться на межбанке, они идут, естественно, в ЦБ. Куда им деваться, чтобы поддержать свою ликвидность? Кстати, дефицит ликвидности есть у некоторых крупных банков, признавался совсем недавно, по-моему, два дня назад, ЦБ, поэтому ничего удивительного нет».

Причем происходит все это накануне больших изменений. Со следующего года все российские банки поделят на базовые и универсальные. Для последних ничего не изменится, а вот базовым запретят некоторые операции, например кредитование иностранцев. Но при этом ЦБ ослабит за ними надзор. Это нововведение обсуждается уже год. И я лично слышал от руководителей небольших банков опасения, что эта градация может испортить им жизнь. Как система будет работать, пока не знает никто. Цели у нее, как водится, благие.

Михаил Мамонов руководитель группы банковских исследований Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Если мы разделяем банковскую систему на универсальные банки и вот эти маленькие региональные банки с ограниченной лицензией, мы же позволяем этим региональным банкам иметь более слабые нормативы, в том числе по достаточности капитала. Именно это позволит им меньше рисковать и не задирать так ставки по депозитам, не снижать их так по кредитам, чтобы конкурировать с «федералами». Пока здесь видится значительно больше плюсов, чем минусов, но как это на практике будет приспосабливаться, посмотрим».

Еще одна черта. Раньше СМИ старались не называть банки, которые могут лишиться лицензий, потому что, стоит опубликовать название, и клиенты оттуда побегут. Сейчас же кредитные организации, у которых меняется менеджмент и из которых, по данным аналитиков, выводят депозиты, всем известны. Да и банки эти настолько значимы, что ничего не утаишь.

Забавно, что именно крупных игроков называют бенефициарами отзыва лицензий. Как правило, клиенты банков, у которых отозвали лицензии, уходят к большим и устойчивым. Но уже около месяца после краха «Югры» на рынке царит нервозность, из уст в уста передаются непроверенные сведения. В СМИ, как и четыре года назад, появились памятки, как понять, что ваш банк скоро лопнет. Те организации, что сейчас обсуждают, соответствуют некоторым критериям. И один из них — сообщения клиентов на банковских форумах. А обмануть таких пользователей нетрудно. Они, как поэты, сами обманываться рады.