Петиция против статуса Брижит Макрон приобрела вирусный характер
Одновременно падает рейтинг президента Франции. Это тревожная динамика для Елисейского дворца. Что ждет Эммануэля Макрона?
Читать на полной версииОбновлено 13:21
Запущенная две недели на Change.org петиция против того, чтобы придать особый статус супруге президента Франции — а значит, и выделить для нее особый бюджет — внезапно приобрела особую популярность. Число подписавших ее растет с каждым часом и на момент публикации статьи приблизилось к 200 тысячам человек.
Активисты недовольны предложением Эммануэля Макрона о придании официального статуса первой леди Франции. На данный момент французские законы не определяют полномочий и функций жен президентов, однако на их охрану, помощников и содержание офиса ежегодно выделяется почти полмиллиона евро.
Новый глава государства предложил «прояснить» ситуацию с ролью первой леди, одновременно пообещав не выделять на ее нужды государственных средств. В таком случае, чем недовольны сотни тысяч французов, подписавших петицию?
Александр Аничкин журналист из Франции «Это такая неприятная отрыжка истории с предыдущими президентами. У Саркози, если вы помните, возникли проблемы в семье, он развелся со своей женой и женился на Карле Бруни, и это был далеко не последний фактор в падении его популярности. Затем Олланд и его тогдашняя гражданская жена — Валери Триервейлер, все это в розовом цвете начиналось, но потом выяснилось, что у них отношения далеко не благополучные, что он по ночам на мотороллере ездил к своей любовнице. Их отношения развалились. Этот осадок перенесся и на президентство Макрона. Когда Макрон как бы пытался преодолеть, избавиться от этого груза, у него и возникла идея — ну, давайте как-то определимся со статусом первой леди, пусть ее функции будут официально очерчены на бумаге. С другой стороны, возникает вопрос: как это так, вроде у Макрона, у президента, социальная программа сокращения бюрократии, а тут он предлагает ввести — да еще и для своей жены — новый официальный статус? Это же не просто так, это значит — и помощники, и шоферы, и повара, и так далее. В общем, это дело пока застопорилось, а сказать, повлияет ли это также критически на его популярность и вообще на дееспособность, пока трудно. Я думаю, что вряд ли».
Одновременно с этим резко упал и рейтинг нового французского президента, хотя он и остается достаточно высоким — 36% — динамика для Елисейского дворца тревожная. Такое быстрое падение популярности новоизбранного президента во Франции происходило только единожды, говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин:
Игорь Бунин президент Центра политических технологий «Падение популярности отстает только от падения популярности Жака Ширака в 1995 году, когда он вопреки своему проекту реформ стал проводить экономические реформы в либеральном стиле. Ну, он и потерял 15 пунктов. У Макрона потери меньше, но тоже очень весомые. Совпало несколько причин. Он уволил достаточно популярного генерала Филиппа Ревелье — начальника штаба, политический класс это осудил, потому что впервые во Франции начальника генерального штаба увольняют из-за пяти евро, которые потеряли неимущие слои при реформе нынешних субсидий. Еще не очень нравится его несколько авторитарный стиль. Все это привело к тому, что он потерял 10 пунктов. Но французы считают, что экономический рост будет продолжаться и, возможно, безработица будет рассасываться. Начинают думать, что в принципе реформы надо проводить, те, которые начал Макрон. Поэтому отношение французов к Макрону амбивалентно, поэтому давать точную оценку тому, что происходит, пока невозможно. В сентябре будет проходить реформа трудового права, по которому профсоюзы — всемогущие силы во Франции — потеряют часть своих прав, и многие вещи будут решаться не на уровне отраслевом, а непосредственно между предпринимателем и наемным персоналом, что для Франции, в общем, революция».
Авторы петиции подчеркивают, что она не направлена лично против Брижит Макрон. Однако придание ей особого статуса, за который придется платить налогоплательщикам, они считают нарушением одного из основополагающих принципов Французской республики — равенства, на фоне того, что в Национальной ассамблее готовится закон, запрещающий политикам любые выплаты общественных фондов в пользу родственников.