Стартовал первый этап реновации столичного жилья. Мэрия представила список домов, попавших в программу. По большинству вопросов конкретики пока нет, но перечень из пяти с лишним тысяч домов — это то, от чего можно отталкиваться в расчетах по времени и затратам. И если поначалу власти подвергались критике за то, что включили в реновацию всех, кто не хотел, то впоследствии мэрию ругали уже за то, что в списке оказались не все желающие. Как менялась программа реновации менее чем за полгода существования?

Изначально был озвучен план по сносу всех пятиэтажек чуть ли не за пять лет, и такое рвение властей, скорее, напугало многих экспертов и простых москвичей. Когда пошла конкретика — не восемь с лишним тысяч домов, а четыре с половиной, и не за пять лет, а за пятнадцать, — наблюдатели начали оценивать реальные параметры программы. Но жители пятиэтажек по-прежнему не понимали, кого именно, когда и куда будут переселять. Многие в таких условиях заявили о желании оставить все как есть. Мэрия оперативно разработала поправки, а Мосгордума приняла городской закон о дополнительных гарантиях участникам реновации.

Таким образом, людям, выступавшим резко против, объяснили — голосуйте против, и вас никто не тронет. И жители хрущевок стали общаться с соседями, выяснять мнение большинства, проводить собрания — в общем, решать судьбу своего дома. Показательно то, что до внесения поправок на акцию протеста вышли, по неофициальным данным, около 20 тысяч человек, а сразу после выхода постановления о допгарантиях численность участников аналогичной акции сократилась в разы, да и были там, скорее, оппозиционные активисты, а не жители проблемных домов. Практика же показала, что в домах, где более одной трети собственников было против реновации, люди без проблем проголосовали за выход из программы.

Анастасия Красильникова москвичка «По результатам голосования в МФЦ голоса разделились 60 на 40 процентов: 40 — против, 60 — за. В итоге наш дом не вошел. Наш 45-й квартал Алексеевского района разделился 50 на 50. Пять кирпичных домов в квартале проголосовали против, и они не вошли в программу, в эти окончательные списки, пять домов внутри квартала — это панельные дома — проголосовали за, и они в списках есть».

Из четырех с половиной тысяч домов, которые попали в предварительный список благодаря властям, не захотели участвовать в реновации всего пятьсот. И жители этих домов вышли из программы. А вот полторы тысячи домов, не попавших в первый перечень, напротив, сделали все для того, чтобы поучаствовать в реновации. У жителей тысячи с лишним хрущевок это получилось.
Но и этот список, скорее всего, не окончательный. Есть дома, в которых мнения разделились поровну или противникам реновации не хватило считаных голосов для выхода из программы. Найдутся и те, кто будет через суды добиваться включения своей пятиэтажки в реновацию, уверен депутат Госдумы, член фракции КПРФ Денис Парфенов.

Денис Парфенов депутат Госдумы, член фракции КПРФ «Будут еще, я думаю, желающие и выйти из нее, несмотря на то, что их уже включили. Будут желающие, естественно, зайти. Многое будет зависеть от конкретных норм реализации, то есть, как только пойдут первые серьезные переселения, более-менее массовые, сразу станет ясно, какие еще есть проблемы. Что будут делать с теми, кто все-таки категорически против выселения, как с ними будут договариваться? Каково будет все-таки итоговое качество домов? Будет видно».

Практика показала: на первом этапе реновации мнение горожан оказалось решающим. Теперь два главных вопроса — кто переедет первым и куда? Власти утверждают, что первыми под снос пойдут дома с максимальным коэффициентом износа. Известно, что список стартовых площадок, на которых будут строиться новые дома, сформируют до 1 октября. А с 1 августа жители хрущевок, попавших в программу реновации, освобождены от обязанности платить за капремонт.