Судьбу «Северного потока — 2» могут решить три слова
В американском законопроекте обнаружилась важная деталь: о мерах в отношении бизнес-партнеров России по строительству трубопроводов сказано, что президент «может их принять по согласованию с союзниками»
Читать на полной версииСудьбу «Северного потока — 2» могут решить всего три слова. Как выяснил немецкий Der Spiegel, первоначальный вариант закона о расширении санкций был гораздо жестче. Сейчас там указано, что решение по ограничительным мерам за участие в строительстве российских трубопроводов может принять президент США — то есть может и не принять. Это мягче, чем «обязан принять», причем, как написано в последней редакции документа, «по согласованию с союзниками».
На сайте американского конгресса есть июньский вариант законопроекта, в котором пассажа по поводу союзников нет. Союзники США — партнеры по НАТО: вводя санкции против ЕС, Дональд Трамп обязан согласовывать их с Еврозоюзом. Можно ли считать это шансом на то, что «Северный поток — 2» построят?
Ксавье Моро французский общественный деятель «Американская администрация, как я понял, сейчас зашла слишком далеко, они не ожидали такой реакции. Я думаю, что сейчас для Европы США — это главный непредсказуемый партнер. Конечно, это будет касаться не просто «Северного потока — 2», а всех проектов, всего потенциального сотрудничества и с Россией, и с США».
Немецкие журналисты выяснили, что документ смягчили из-за европейского лобби в Вашингтоне, поэтому сейчас в Евросоюзе особо и не слышно возмущенных слов. Хотя дело может быть в совсем другом: Европой руководит Германия, кровно заинтересованная в российском газе. Но самые громкие голоса в ЕС у тех, кто поддерживают американские санкции, — у Польши, Прибалтики. Они тоже союзники, с которыми Трамп будет согласовывать санкции, напоминает немецкий политолог Александр Рар.
Допустим, сегодня Дональд Трамп позволит европейским компаниям участвовать в российских трубопроводах, они вложат миллиарды евро, а завтра на него надавят другие политические силы, и он примет противоположное решение. Обо всем этом хорошо говорят последние заявления нового директора по коммуникациям Белого дома Энтони Скарамуччи: нет доказательств, что Россия вмешивалась в избирательный процесс США, и вообще Москва и Вашингтон должны поладить, потому что «в мире есть только одна страна, способная разделаться с США за 35 минут». Дональд Трамп может подписать закон о санкциях, а может наложить вето, но только для того, чтобы «обсудить еще более жесткую сделку против россиян». Возможно, это не просто набор диких тезисов, а американский сигнал прагматичным немцам: с такими, как мы, лучше не связываться.