Зеркало экономики: о чем говорит рост грузоперевозок по железной дороге
О чем свидетельствует статистика перевозок коммерческих грузов по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?
Читать на полной версииВ июле Росстат опубликовал данные о грузообороте за первое полугодие. Он вырос на 7,3%. Поскольку основной способ перевозки товаров в стране — железные дороги, то обратим пристальное внимание именно на этот показатель. За январь-июль грузооборот на железной дороге увеличился до триллиона двухсот двадцати шести миллиардов тонно-километров. В процентах рост — на 7,4, то есть чуть больше, чем общий показатель грузооборота, включающий автоперевозки, водный транспорт и трубопроводы. В лидерах роста перевозок по железнодорожной сети — каменный уголь и зерно. У первого показатель плюс 9,4 к аналогичному периоду прошлого года. У зерна — почти 10%. О причинах роста отгрузки этих товаров — рассуждает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий «Основной прирост погрузки связан, прежде всего, с увеличением экспорта нашей экономики за пределы России. И в этом отношении продукты перемола, зерно — связаны с тем, что у нас пошлину отменили, во-вторых, у нас достаточно хороший урожай был, в-третьих, урожай в странах наших конкурентов не очень хороший. Поэтому очевидный такой всплеск экспорта и перевозки зерна. По каменному углю у нас опять же очень хорошо конъюнктура сработала. Прибыльный вид деятельности, именно поэтому интенсивно растет динамика этого показателя. Внешние цены благоприятствуют экспорту угля. Соответственно, основной рынок сбыта у нас — это Китай, азиатские страны. Туда и направляется основной объем экспорта»
Еще один лидер роста грузоперевозок, о котором стоит упомянуть — это химические и минеральные удобрения. Здесь причины аналогичные. Это тоже экспортные товары России, а цены на них сейчас благоприятствуют поставкам за рубеж. Кроме того, хорошую динамику показали лесные грузы — оборот увеличился на 4,3%. Но сказав о впередиидущих, нельзя не упомянуть и аутсайдеров. Среди них на первом месте — стройматериалы, минус пять с половиной процентов.Подробнее о причинах рассказывает наш собеседник:
«Если сравнивать 17, 16 и 15 годы, то можно наблюдать, что у нас в 16 году по отношению к 15 году очень сильно возросли строительные грузы. В частности, щебень, там почти 8% прироста было. А в этом году по отношению к 16 году, наоборот, снижение — на 5,5%. Связано, во-первых, что не так много строится в нашей экономике, так строительный комплекс работает. И, во вторую очередь, это связано с тем, что увеличилось количество поставляемых строительных щебней из-за рубежа в РФ. В частности, на российском рынке сейчас активно замещает нашу щебенку с карельских карьеров — это щебень из Белоруссии, с крупнейшего карьера в СССР. Если смотреть по отгрузке импортного щебня, мы фактически восстановили объем импорта щебня до размеров, когда вводились ограничения на ввоз этого щебня в Россию».
Еще один аутсайдер — это нефть и нефтепродукты. На первый взгляд — перевозки основных наших экспортных товаров по железной дороге выросли. Но незначительно, всего на процент с небольшим. Тенденции прошлого и позапрошлых годов сохраняются. Цены на углеводороды не так высоки, как хотелось бы отправителям грузов. А эффективность переработки сырой нефти и спрос на топливо на внутреннем рынке тоже далеки от идеала. Поэтому небольшой рост нефтеналива хоть и радует, но его пока не стоит трактовать как успех.
«В 17 году по отношению к 16 году он увеличился чуть больше, чем на 1%. Но если мы смотрим на погрузку 16 года по отношению к 15, то там он сократился более, чем на 6%. Таким образом, 16 год — это эффект низкой базы по отношению к 17 году. И, несмотря на то, что мы 1% восстановили погрузки нефти и нефтепродуктов, это высокодоходный груз для железной дороги, тем не менее, это примерно на 5% ниже, чем было в 15 году»
И, тем не менее, рост грузооборота в целом и на железнодорожном транспорте в частности — внушают оптимизм. Статистика свидетельствует, что российская экономика преодолела рецессию и впереди нас ожидает рост. О чем, кстати, в июне говорил и президент в ходе прямой линии. Динамика грузооборота — одно из главных доказательств тому, что экономика постепенно оживляется. И здесь нельзя не отметить важнейшее обстоятельство. Рост грузоперевозок стал возможным не только благодаря возросшей активности агентов, но и готовности к этому инфраструктуры. Оператор российской железнодорожной сети РЖД сумел подготовить рельсы, по которым движется российская экономика. И в этом выражении не только образность, но и фактура. Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук подводит итоги:
«При индексации тарифов выделили специальную двухпроцентную наценку, которая целевым образом должна быть использована на капитальный ремонт инфраструктуры. И это позволило увеличить объемы капитального ремонта в этом году, по отношению к объемам капитального ремонта в 2016-м году. И в результате сейчас у нас окна на сети, достаточно большая протяженность их используется, чтобы ремонтировать инфраструктуру. Тем не менее, на фоне повышенного объема ремонта путей, сеть справляется с большими объемами груза, чем в 2016-м году. Это связано и с тем, что технологии применяются для ремонта более прогрессивные, когда полностью перегон закрывается и за достаточно короткий промежуток времени полностью меняется верхнее строение путей, частично нижнее строение путей, если это необходимо. И таким образом увеличивается эффективность этих ремонтов».
Без ремонта сетей дальнейший рост грузоперевозок будет невозможным, продолжает эксперт. Без реконструкции возникает так называемая инфраструктурная напряженность. Проще говоря, повышается нагрузка на сеть железных дорог, из-за чего поезда вынуждены снижать скорость. Ну, а чтобы понять, что происходит дальше, достаточно элементарных знаний физики и математики. В экономическом плане снижение грузоперевозок может привести к падению прибыли компаний. А это уже непосредственно отражается на благосостоянии граждан. Впрочем, в РЖД не собираются сокращать капиталовложения в ремонт сетей. Значит, есть все основания полагать, что и впереди нас ждет рост. Подождем новых данных статистики и взглянем в зеркало экономики через месяц.