Польша становится авторитарной?
Смогут ли поляки остановить этот процесс — переход от демократии к авторитаризму? Польский парламент уже завершил принятие пакета законов, что в итоге может предоставить исполнительной власти возможность получить контроль над судебной
Читать на полной версииПольский суд теряет независимость, а Польша создает самый глубокий европейский кризис за время существования Лиссабонского договора.
Несмотря на неутихающие массовые акции протеста, польский сейм в трех чтениях принял закон о реформе Верховного суда, а Сенат Польши его одобрил. Слово осталось за президентом. Если он закон подпишет, это может стать причиной введения ЕС санкций против страны. Еврокомиссары грозятся пустить в ход седьмую статью союзного договора.
Вице-президент еврокомиссии Франс Тиммерманс уже заявил, что принятие закона будет означать «систематическую угрозу главенства закона в Польше». Именно европейский фактор и угроза санкций — надежда на то, что Польша не скатится в авторитаризм, как это произошло в Турции.
Однако трудно сказать, во что могут вылиться эти угрозы на деле, говорит заведующий отделом стран и регионов Института Европы РАН Владислав Белов.
Владислав Белов заведующий отделом стран и регионов Института Европы РАН «Правящая партия проводит законы, которые явно ущемляют принцип разделения властей и ущемляют права Конституционного суда, вообще конституционной власти. На сегодня ЕС готов вмешаться во внутренние вопросы, рассматривая это как право Брюсселя отслеживать права граждан ЕС. Есть такое понятие — гражданин Евросоюза. На сегодня конфликт, который пока не ясен с точки зрения его исхода. И та, и другая сторона постепенно занимают крайние позиции, и пока какого-либо консенсуса, поиска общего знаменателя я не вижу».
Получившая (из-за низкой явки) на выборах 2015 года в Сейм 235 мандатов из 460, правящая национал-консервативная партия «Право и Справедливость» объясняет принятие закона благими намерениями, говорит польский телеведущий Витольд Юраш.
Витольд Юраш телеведущий «У нас до сих пор судебная система была полностью независимая, судьи решали, кто может стать судьей. И у нас в судебной системе было много плохого, были случаи и коррупции, были случаи нечестных судей. Правящая партия решила все это поменять. Но дело в том, что реформировать вот это одно, а портить — это совсем другое. Есть такое впечатление, что правящая партия слишком сильно хочет влиять на судебную систему. Этот закон может быть использован на благо страны, а может быть использован против демократических принципов. Власть заверяет, что она хочет только честную систему, и из-за этого ей нужно влиять на судебную систему, а оппозиция считает, что это угроза для демократии».
Вскоре после прихода к власти «Права и Справедливости», в январе 2016 года, была проведена реформа государственных СМИ. Право назначать состав руководства и изменять их уставы было передано министру финансов. Было уволено около 140 журналистов, включая руководителей редакций. Журналистам запретили вести трансляцию с акций оппозиции.