За Изместьева вступилась Людмила Алексеева. Возможно ли помилование?
Одна из главных правозащитниц страны, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева попросила главу государства помиловать бывшего башкирского сенатора Игоря Изместьева. Реально ли это?
Читать на полной версииТему помилования бывшего башкинского сенатора Игоря Изместьева Людмила Алексеева затронула в свой 90-летний юбилей, когда Владимир Путин заехал к ней в квартиру на Арбате, чтобы поздравить с праздником. В прошлом году осужденный к пожизненному сроку за терроризм и убийства политик уже подавал прошение, но ему отказали. Теперь уважаемая всеми правозащитница обратилась к президенту лично.
«Я говорила (с президентом) о христианском милосердии, именно о помиловании, не разбираясь, виновен — не виновен», — рассказала она ТАСС. По ее словам, делом Игоря Изместьева она занимается уже 12 лет и не согласна с приговором Мосгорсуда, который в декабре 2010 года пожизненно осудил политика за терроризм и организацию заказных убийств.
«Я считаю, невиновный человек угодил пожизненно, — объяснила правозащитница свою просьбу. — Бывает, зацепит чья-то судьба, и вот я 12 лет этим мучаюсь». На официальном сайте Кремля приводится стренограмма встречи Алексеевой с президентом. В ответ на ее просьбу он сказал: «Хорошо, подумаю».
Заказы для «кингисеппских»
Вместе с Игорем Изместьевым осудили еще 12 человек. Большинство из них — члены так называемой кингисеппской преступной группировки, специализировавшейся на заказных убийствах, в основном, в сфере нефтяного бизнеса. Мосгорсуд установил, что Изместьев был организатором нескольких заказных убийств в сфере нефтяного бизнеса. Члены банды на протяжении 12 лет — с 1992 по 2004 годы — выполняли заказы сенатора, который платил за каждое убийство по 100 тысяч долларов. 28 декабря 2010 года Изместьев получил пожизненное заключение, а его подельники — от 4 до 23 лет.
Сам Изместьев вину отрицал. Он утверждал, что ничего не знал о заказных убийствах и что у него не было мотива их совершать. По его версии, ряд преступлений были выгодны Уралу Рахимову, сыну тогдашнего президента Башкирии Муртазы Рахимова. Рахимов-младший, по словам подсудимого, в конце 1990-х годов якобы взял под личный контроль весь топливно-энергетический комплекс страны.
Какое-то время Изместьев отбывал срок в колонии для пожизненно осужденных, но в 2014 году его отправили в Москву, где он стал сидельцем знаменитого специзолятора № 99/1, расположенном на территории «Матросской тишины». В свое время там довольно долго пробыл осужденный за финансовые махинации и помилованный после десяти лет в неволе президентом экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
Важный свидетель
Перевод Изместьева в Москву произошел неспроста. Как вспоминает защищавший его адвокат Сергей Севрук, его бывший клиент стал сотрудничать со следователями и, чтобы смягчить свою участь, дал показания по громкому делу о хищении и легализации акций предприятий БашТЭКа. В нем он свидетель.
Ранее в рамках этого дела заочное обвинение в присвоении и отмывании денег ( ст. 160 и ст. 174 УК РФ) было предъявлено экс-главе нефтяной компании «Башнефть» Уралу Рахимову и основателю издательского дома «Собеседник» Левону Айрапетяну. Потом под домашним арестом оказался председатель совета директоров ОАО АФК «Система» Владимир Евтушенков. После того как «Система» лишилась акций «Башнефти», а ценные бумаги стоимостью 70 млрд вернулись государству, последнего освободили, а дело против Евтушенкова закрыли. Урала Рахимова РФ безуспешно пыталась экстрадировать из Австрии, но весной 2016 года власти этой страны отклонили запрос.
Тем времен Изместьев успел выступить как потерпевший на процессе уже по второму, возбужденному с его подачи делу в отношении Левона Айрапетяна. Его обвинили в мошенническом завладении у матери экс-сенатора Тамары Изместьевой 700 тысячами долларов. Бизнесмен обещал, что за эту сумму поможет решить вопрос с тем, чтобы ее сыну не назначали пожизненный срок, но слова не сдержал. Айрапетян получил четыре года колонии.
Холодильник, телевизор и прогулки
«С мая 2014 года Игорь Изместьев находится на пятом этаже «Матросской тишины», откуда его привезли из колонии. Он является свидетелем по делу, из которого выделяли дело Евтушенкова и Айрапетяна. Он написал заявление о том, что хочет рассказать властям как похитили нефтехимический комплекс «Башкирии», — рассказал Business FM Сергей Севрук. Он навещал своего подзащитного в СИЗО летом 2014 года. «Там, по сравнению с колонией для пожизненно осужденных, человеческие условия — есть холодильник, телевизор, прогулки. То есть совсем другое дело», — сказал защитник.
По его словам, параллельно Игорь Изместьев написал заявления на своих адвокатов, один из которых Сергей Антонов покинул страну. Это произошло после того, как в отношении защитника возбудили дело о мошенничестве на 1,5 млн долларов.
Сергей Севрук говорит, что знает об усилиях матери осужденного, которая уже много лет пытается добиться освобождения сына. «У нее хорошие отношения с юбиляршей. Знаю, что родные неоднократно обращались к ней. Я сам ходил на круглые столы правозащитников, говоря о необоснованности обвинений, родные обращались к теперь уже бывшему уполномоченному по правам человека РФ Элле Памфиловой», — вспоминает юрист. Он отметил, что Людмила Алексеева хорошо знает дело Изместьева, она всегда при случае обсуждала его со всеми, в том числе с нынешним спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сегодня подтвердил, что Владимир Путин не исключил помилования экс-сенатора. «Да, президент сказал, что это возможно и что на это потребуется время», — отметил представитель Кремля.
Бывший адвокат осужденного сомневается. «Что из этого выйдет, честно говоря, не знаю. Я считаю Изместьева приличным человеком. Большая часть вменяемых ему обвинений не подтверждается», — сказал Business FM Сергей Севрук, добавив, что ранее настаивал на отмене приговора и пересмотре дела своего клиента.
Возможно ли помилование?
Член Совета по правам человека, политический обозреватель Николай Сванидзе считает, что Алексеева попросила именно за бывшего сенатора, а не за какого-то из политзаключенных, исходя из внутренних убеждений и не вдаваясь в политику. «Людмила Алексеева — правозащитник, а не политик. Если она за него попросила, то считает, что он сидит несправедливо и неправильно. Значит, она считает, что с ним обошлись несправедливо и не по закону», — сказал он Business FM.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов полагает, что помилование Изметьева вполне возможно. «В нефтяной сфере, особенно в башкирском ТЭК уже многое поменялось. Теперь там новые герои по отдельным направлениям и отраслям. Старых героев давно забыли, и теперь там уже новые. В этой связи помилование Изместьева вполне возможно, тем более после того, как государство получило обратно акции крупнейшей нефтяной компании», — считает он.
Стоит отметить, что в марте 2016 года Игорь Изместьев уже подавал прошение о помиловании, но президент его не подписал.